Отчет о Чате "Организация профильного обучения в региональной системе образования"

Руководителям муниципальных органов управления образованием,
заведующим РМЦ/ГМЦ и РМО/ГМО,
директорам школ
Министерство образования
Оренбургской области
Государственное учреждение
«РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
460000, г. Оренбург, ул. Пушкинская, 24
телефон: (3532) 77-25-34
факс (3532) 77-07-15, 77-47-31
E-mail: cro@obraz-orenburg.ru

От 2 апреля 2007 г. № I-I/240_

Уважаемые коллеги!
В рамках проекта «Информатизация системы образования» (программа «Интернет-поддержка профессионального развития педагогов») проектная группа Оренбургской области, включающая в себя специалистов государственного учреждения «Региональный центр развития образования» и ИПКиППРО Оренбургского государственного педагогического университета, провела 28 марта 2007 года тематический Чат «Организация профильного обучения в региональной системе образования». На обсуждение были вынесены следующие вопросы:
• Содержание, формы организации и технологии в системе предпрофильного и профильного обучения.
• Проблемы создания курсов по выбору и элективных курсов.
Благодарим руководителей муниципальных органов управления образованием г. Сорочинска, г. Орска, г. Оренбурга, Переволоцкого, Тюльганского, Асекеевского Ташлинского, Северного, Бузулукского, Новосергиевского районов за внимание к обсуждаемой проблеме.
Направляем во все органы управления образованием для использования в работе аналитический отчет о прошедшем тематическом Чате «Организация профильного обучения в региональной системе образования» (приложение).
Рекомендуем направить во все школы своего города/района аналитический отчет о проведенном Чате (приложение), а также взять под контроль организацию обсуждения данной проблемы на Педагогическом форуме сайта Регионального центра развития образования: http://forum.orenedu.ru/index.php.

Директор
С.А. Алешина
Исполнитель: Нефедова В.И.

Приложение

Тематический чат
«Организация профильного обучения в региональной системе образования»
(аналитический отчет)

В рамках проекта «Информатизация системы образования» (программа «Интернет-поддержка профессионального развития педагогов») проектная группа Оренбургской области, включающая в себя специалистов государственного учреждения «Региональный центр развития образования» и ИПКиППРО Оренбургского государственного педагогического университета, провела 28 марта 2007 года тематический чат «Организация профильного обучения в региональной системе образования».
На обсуждение были вынесены следующие вопросы:
• Содержание, формы организации и технологии в системе предпрофильного и профильного обучения.
• Проблемы создания курсов по выбору и элективных курсов.
Для обсуждения проблемы «Организация профильного обучения в региональной системе образования» были приглашены все, кто неравнодушен к проблеме организации профильного обучения в региональной системе образования. Рассылка о прохождении Чата была также отправлена партнерам по реализации проекта «ИСО» - представителям педагогического сообщества из других регионов России.
В Чате приняли участие более 50 специалистов из различных образовательных учреждений. Сайт http://www.orenedu.ru/ в этот день посетили более 210 представителей педагогического сообщества. Проблема организации профильного обучения заинтересовала руководителей и педагогов общеобразовательных школ, методических работников учреждений образования муниципального и регионального уровней, преподавателей системы повышения квалификации работников образования.
Географическая картина участников показывает, что в Чате приняли участие представители следующих муниципалитетов: г. Сорочинск, г. Орск, г. Оренбург, Переволоцкий, Тюльганский, Асекеевский, Ташлинский. Северный, Бузулукский, Новосергиевский районы.

На этапе обсуждения содержания, форм организации и технологий в системе предпрофильного и профильного обучения, как и предполагали организаторы Чата, особенно остро стоит вопрос о выборе содержательной части для профильного обучения школьников. Так, например, педагогов школ разных типов волнуют такие вопросы:
• Предполагается ли централизованное обеспечение школ методической литературой, оборудованием и наглядными пособиями по предпрофильному и профильному обучению?
• Будет ли Региональный центр развития образования заниматься вопросом комплектования учебников для профильных дисциплин в профильных классах?

Представители системы повышения квалификации систематизируют в региональном банке методических материалов ресурсы, на которых акцентируем внимание участников Чата:
• «…программы элективных курсов по географическому краеведению»:
http://www.orenedu.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=325
• материалы по проведению новой формы аттестации в 9 классе (эксперимент по введению профильного обучения):
http://www.orenedu.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=264&Itemid=210
Опыт преподавания элективного курса и факультатива по химии Вы можете найти на данном сайте (ГУ «РЦРО» http://www.orenedu.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=202&Itemid=216) или на сайте ИПКиППРО http://www.orenipk.ru/
• Опыт работы учителя французского языка высшей категории:
http://www.orenedu.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=204&Itemid=216

Педагоги поделились своим опытом и предлагают обратить внимание на опыт коллег, заслуживающий внимание по решению проблем профильного обьучения:
• В Тюльганском районе предпрофильное обучение ведется на основании курса "Мой выбор", по результатам которого формируются группы. Профильное обучение в 10-11 кл. ведется по БУП, рекомендованным МО Оренбургской области (Тюльган_школа_1).
• Учителя физики Оренбургской области создали оригинальные программы курсов по выбору для предпрофильной подготовки. Интересный опыт создания программ курсов по выбору для 9 классов имеет учитель физики СОШ №76 г. Оренбурга Богатова Т.М (Груздова Е.А.).
• Предпрофильная подготовка в 8 классах в общеобразовательных школах не предусмотрена в "Концепции профильного обучения", но это не значит, что она недопустима. У нас, в средней школе №81 г.Оренбурга, она вводится обязательно с 8 класса. Но это связано с концепцией эксперимента в нашей школе (Дрофа В.М.).
• На вопрос Киргизскина О.А. «Существует ли у кого-либо опыт работы спортивно-оборонного профиля?» Дрофа В.М. отвечает: «В средней школе №81 г. Оренбурга был такой профиль. Мы работали с Учебным центром ГОиЧС, с Институтом управления рисками ОГАУ. Увы, в этом году этот класс набрать нам не удалось».
• В нашей школе ведется эксперимент по отработке модели индивидуальных профильных маршрутов в условиях малокомплектной сельской школы (заместитель директора по УВР, учитель биологии МОУ "Новосергиевская средняя общеобразовательная школа №3" Подшивалова Н.П.)
• В Новососергиевском районе есть опыт деления профильных групп (с количеством более 20 человек) на подгруппы для проведения занятий. Оплата производится за счет средств местного бюджета, как это и положено. (Подшивалова Н.П.)
• Есть опыт работы спортивно-оборонного профиля в одной из школ Новосергиевского района (Подшивалова Н.П.)
• «В нашей школе два профильных класса: географо-геологический и социально-экономический. Можем поделиться опытом…Программа этого профильного курса рассчитана на два года, предусматривает увеличение часов как по географии, так и по химии, информатике, Добавлен предмет геология. В качестве элективного курса в нашей школе для классов этого профиля - "Исследовательская деятельность" (учебно-исследовательские работы учатся выполнять, оформлять, с ними потом дети выступают на олимпиадах и конкурсах). Использовали опыт нашего школьного геологического клуба. Имеется большая специальная библиотека, инструменты, специалисты-преподаватели. Минералогический музей. Связь с горно-геологическими ВУЗами, куда впоследствии принимают на льготных основаниях наших выпускников» (Орская школа №56, завуч по УВР, Горецкая О.А)
Отмечена необходимость сотрудничества преподавательского и методического состава региональной системы повышения квалификации, ВУЗов и Центра развития образования с теми учителями, которые ведут преподавание на профильном уровне.
• В нашей школе (МОУ "СОШ№7" г. Оренбурга) предпрофильная и профильная подготовка осуществляется не только учителями, но и преподавателями ОГУ. Наиболее интересным курсом является "Мат. обеспечение и администрирование информационных систем" (ведет - Влацкая И.В. зав. кафедрой МОИС) (Короткова Л.Г.)

Педагогическое сообщество Оренбургской области волнуют следующие вопросы:
1. Планируется ли диагностика результатов обучения по профилю и поступление в ВУЗы?
2. Возможна ли предпрофильная подготовка в 8 классах в общеобразовательных школах?
3. Имеется ли опыт профильного обучения в сельских школах при выделении профильной группы в классе?
4. Где найти программное обеспечение профильного и предпрофильного обучения по различным дисциплинам?
5. Насколько целесообразно, что курсы по выбору создаются учителями без научной поддержки? (г. Сорочинск)
6. Было высказано мнение по поводу оценки знаний учащихся, продемонстрированных на элективных курсах. Какая оценка целесообразнее: традиционная пятибальная или " зачет - незачет"? Ответ одного из участников: «Думаю, что оптимальной формой является "зачет-незачет". Ведь элективные курсы должны отличаться не только содержанием от традиционных курсов»
7. Элективные курсы по предпрофильной подготовке обязательно ли должны утверждаться Министерством образования области или могут быть утверждены на РМК?
8. Необходимо ли проходить дополнительную курсовую подготовку учителям, работающим в профильных классах?
9. Нам интересен опыт преподавания элективного курса и факультатива по химии (г. Орск)
10. Какие критерии позволят оценить успехи в изучении курса по выбору?
11. Существует ли методическая база, учебно-методическое обеспечение, направленное на предпрофильное обучение?
12. Учебник какого автора следует использовать для изучения в профильном классе по химии?
13. Почему не предусмотрено деление на подгруппы при проведении лабораторных и практических работ? При работе с полным классом (25-28 чел) учащиеся не получают достаточных практических навыков?
14. Какой модели будет отдаваться предпочтение в регионе: внутришкольной профилизации или сетевой организации профильного обучения?

Представители ГУ «Региональный центр развития образования» и ИПКиППРО Оренбургского государственного педуниверситета, имеющие практический опыт научного руководства организации профильного обучения, квалифицированно отвечают на вопросы педагогов:
1. Когда можно вводить стандарт профильного уровня?
• Дрофа В.М. «…вводить "стандарт профильного уровня" по технологии, например, можно уже с 2004г. (с момента их принятия)»; «вводить "профильный уровень" можно тогда, когда для этого созданы условия. Так что в Вашем городе - это от Вас зависит» (имеется в виду от муниципального органа управления образованием);
2. Почему профильное обучение реализуется на уроках технологии?
• Дрофа В.М. «Часы технологии передаются на предпрофиль по БУП-2004. Но это не значит, что технологии в 9 кл. "нет". Ведь именно в 9 кл. по программе должен быть раздел "профессиональное самоопределение"».
• Воронина Ю.В. «Введение системы предпрофильной подготовки за счет уроков технологии возможно если НЕТ ресурсного обеспечения для преподавания данного предмета - кадрового, материально-технического и т.д»
3. Можно ли вести профильное обучение без научной поддержки?
• Воронина Ю.В. «Авторские программы элективных курсов и курсов по выбору не могут создаваться без научной поддержки!»
• Воронина Ю. В. «Для организации проведения авторского элективного курса обязательно наличие образовательной программы, утвержденной Региональным экспертным советом, а также методических рекомендаций по реализации данной программы».
4. Большой резонанс по использованию учебника «Обществознание» автор Кравченко. Будет ли проведена экспертиза учебника? Есть ли альтернативный учебник, кто автор? (г. Сорочинск)
• Нефедова В.И. от имени Строковой Н.А.: «Обществознание автора Кравченко одобрен. Смотрите "ВЕстник образования" № 1 за 2007 год»
5. Насколько целесообразно, что курсы по выбору создаются учителями без научной поддержки?
• Почему Вы решили, что научной поддержки нет? Этим занимается ИПКиППРО Оренбургского госпедуниверситета. В этом учреждении очень профессиональная команда по решению проблем профильного обучения (Нефедова В.И.)
6. Возможно ли организовать профильное обучение в малокомплектной школе? Если Да, то как?
• Вас интересует содержательная часть или организационная? Но думаю, что все зависит от кадров – насколько они готовы к этой работе именно в плане владения содержанием, технологиями и другими важными компонентами (Нефедова В.И.).
7. Можно ли по учебнику Мордковича А. Г. заниматься в физико-математическом профиле? Где взять тематическое планирование на 4-5 часов?
• Нефедова В.И. от имени Строковой Н.А.: «В нашей региональной коллекции в Региональном центре развития образования такого учебника еще нет. НО есть план по приобретению. Думаем, что у этого учебника будет будущее в нашем регионе».

8. Хотелось бы уточнить информацию об учебниках. Не по всем предметам разработаны учебники для профильной школы. Например, к учебнику литературы под ред. Лебедева, включенному в региональный перечень, предложены методические рекомендации для использования и на базовом, и на профильном уровнях.
• Чтобы учебник был рекомендован для профильной школы, этот посыл должен быть инициирован на уровень Министерства образования в нашем регионе. Далее - процесс анализа, экспертизы и рекомендаций или приказов (Нефедова В.И.).

9. Есть ли в регионе экспериментальные площадки, на которых реализовано предпрофильное и профильное обучение?
• Воронина Ю.В. – «Опыт организации предпрофильной подготовки есть в гг. Орске, Оренбурге, Бугуруслане, Соль-Илецке».
• Дрофа В.М. - «Формально пилотных площадок в области несколько, и они работают в Оренбурге, Сорочинске и т.п. А если судить по политике Министерства образования области - никаких площадок вроде бы и нет»
• Г. Сорочинск - «Статус формально у площадок есть, но поддержки никакой нет».
10. Есть ли в рамках профильного обучения дистанционные курсы по русскому языку?
• В принципе, конечно есть. Например, посмотрите эти ресурсы: http://edu.of.ru/profil/default.asp?ob_no=12744
• Рекомендуем следить за формированием групп на курсы в дистанционной форме обучения в Оренбургской области. Обращаться в ИПКиППРО ОГПУ (г. Оренбург, Советская, 2). Все материалы к этому учебному курсу – на сайте www.orenipk.ru и на сайте ГУ «РЦРО» http://www.orenedu.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=198 – здесь Вы познакомитесь с учебно-тематическим планом для дистанционной образовательной программы "Введение системы профильного обучения". Она одобрена экспертной группой НФПК и проектная группа работает над разработкой содержательной части этого ресурса).

В ходе общения по вопросам профильного обучения разговор неизбежно выходит на организационные проблемы. Как совершенно справедливо замечают наши участники – это Больная тема!

Используемые технологии в профильной школе участниками Чата:
Педагоги выделяют - консультации специалистов, мастер-классы, экскурсии, тренинги, ИКТ-технологии, практикумы, творческие проекты и пр:
• Из опыта нашей работы эффективны: индивидуальные работы учащихся (проекты), экскурсии на предприятии с. Ташла, системе анкетирования. и т.д. и можем поделиться опытом (педагоги МОУ "Гимназия №1" с. Ташла, Ташлинского Района: Норкина Л.В., Серебрякова В.С., Нечаева Н.П., Тетикова В.П, Соловьёва Н.И.)
• Возможно применение технологии "Портфолио". Ученики в начале курса выбирают для себя форму - индивидуальное или коллективное портфолио, по окончанию курса - защищают его (Подшивалова Н.П.)
• Динамику интереса к будущему профилю фиксируется самим преподавателем, ведущим курс, можно с помощью различных анкет. Можно подключить психолога и классных руководителей (Подшивалова Н.П.)
• Кроме теоретических занятий летом проводится учебно-геологическая полевая практика (Горецкая О.А.)

Преподаватели системы повышения квалификации отмечают, что:
• учителя, прошедшие обучение на курсах Intel"Обучение для будущего", успешно реализуют проектную технологию для организации деятельности учащихся на курсах по выбору (Груздова Е.А.).
• эффективна технология развития критического мышления через чтение и письмо, информационные технологии. Они активно формируют информационную компетентность учащихся (Груздова Е.А.)
• в плане преподавания технологии у нас содержание зачастую "опережает" организацию, отчего содержание не всегда соответствует смыслу предпрофильной подготовки и профильного обучения (Дрофа В.М.)
В ходе обсуждения проблемы организации профильного обучения актуализирована потребность педагогов различных предметов в организации дистанционных курсов по профильному обучению.

По второму вопросу - Проблемы создания курсов по выбору и элективных курсов – участники Чата актуализировали следующие проблемы:
• «Безусловно, проблемы есть. Это и содержание создаваемых программ, которое очень часто не оригинально, и использование в рамках курсов новых технологий, и затруднения в области оценивания достижений учащихся. На решение многих проблем направлен наш проект» (Воронина Ю.В.). Поясняю, что Воронина Ю.В. имела в виду проект «Информатизация системы образования», программу «Интернет-поддержка профессионального развития педагогов».
• Авторы программ курсов по выбору наибольшие трудности испытывают при составлении пояснительных записок и методических рекомендаций (Груздова Е.А.)
• Не достаточно эффективно используется великолепные разработки регионального уровня (автор Ю.В. Воронина), размещенные на странице сайта http://www.orenedu.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=101&Itemid=206. Здесь представлены методические рекомендации и региональные требования, получившие высокую оценку у независимых экспертов НФПК (Нефедова В.И.)
• Воронина Ю.В., как автор весьма профессионально разработанных ресурсов по методике разработки элективных курсов по профильному обучению, рекомендует обратить внимание на механизм рецензирования и утверждения программ курсов по выбору в 9 классе и элективных курсов в 10—11 классах в Оренбургской области.

Педагогов интересует - планируется ли обучение педагогов, работающих в профильных классах, новым формам организации и проведения занятий в предпрофильных и профильных класах?
В ответ представители системы повышения квалификации заявляют:
• На региональном уровне ведет работу по подготовке педагогов и педагогических коллективов Оренбургской области ИПКиППРО В рамках проекта НФПК «ИСО» - программа «Интернет-поддержка профессионального развития педагогов» направлена на разработку образовательных ресурсов для педагогов всех предметов, занимающихся предпрофильным и профильным обучением (Нефедова В.И.)
• На базе ИПКиППРО регулярно! Мы можем провести проблемные курсы и семинары под Ваши индивидуальные проблемы! Обращаетесь всегда рады! (Воронина Ю.В.)
• Приглашаюся учителя физики на проблемные курсы в ИПКиППРО ОГПУ, на которых будут рассматриваться проблемы профильного обучения (Груздова Е.А.).
• В апреле в ИПКиППРО состоятся проблемные курсы по проблемам профильного обучения учителей математики (Воронина Ю.В.).

В ходе Чата акцентирована проблема отсутствия в Оренбургской области экспертного совета по профильному обучению. Ответ Нефедовой В.И. по согласованию с директором ГУ «РЦРО» Алешиной С.А.: «Областного экспертного совета нет. Но это дело реально узаконить. Региональный центр развития образования инициировал разработку Положения о региональной экспериментальной площадке. Приказом оно утверждено. Смотрите на странице сайта ГУ «Региональный центр развития образования»: http://www.orenedu.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=303&Itemid=226». … «В рамках этого положения можно проблему решить. Думаю, что надо изучать опыт муниципалитетов и инициировать достойные площадки для узаконивания в статусе экспериментальной площадки по предпрофильному и профильному обучению».

Из-за технических сбоев работы сайта некоторые его участники были в пассивной роли (не прошли этап регистрации, поэтому только следили за ходом обсуждения вопросов; прошли регистрацию, но вопросов не задавали и в дискуссии не принимали участие).
Организаторы Чата «Организация профильного обучения в региональной системе образования»» - проектная группа Оренбургской области – благодарит всех участников Чата и ждет Вас, уважаемые коллеги, на Педагогическом Форуме для педагогического сообщества на сайте Регионального центра развития образования http://forum.orenedu.ru/ для продолжения обсуждения поднятых проблем: http://forum.orenedu.ru/index.php.

С уважением,
Вера Ивановна Нефедова,
заместитель директора ГУ "Региональный центр развития образования",
Оренбургская область,
региональный руководитель проектов «ИСО» (НФПК):
* «Интернет-поддержка профессионального развития педагогов»;
* «Внедрение современных информационных и коммуникационных технологий в практику управления образовательным учреждением», Лот 2

0
Добавлено: 05.04.2007, 15:47
0
1891
Симонова

Похожие материалы


Наверх