
РМО УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Семинары учителей начальных классов в 2022-2023 году:
21 февраля 2023 г. на базе МАОУ СОШ №1 п. Энергетик состоялся семинар-практикум учителей начальных классов «Формирование функциональной грамотности как основа развития учебно-познавательной компетентности учащихся в процессе изучения предметов начальной школы».
Подготовили и провели семинар учителя начальных классов МАОУ СОШ №1 п. Энергетик.
В работе семинара приняли участие учителя начальных классов ОУ Новоорского района.
В новом Законе “Об образовании” сделан акцент на формирование всесторонне развитой личности. Одним из ответов системы образования на этот запрос времени является идея компетентностно-ориентированного образования. Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность учащегося, а умение решать проблемы, возникающие в познании, во взаимоотношениях людей, в профессиональной жизни, в личностном самоопределении. Ядром данного процесса выступает функциональная грамотность, так как под ней понимают «способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний». Из чего складывается функциональная грамотность на уроках начальной школы?
Естественно-научная грамотность (познание мира, математика)— это не только образовательная, но и гражданская характеристика, которая в большой мере отражает уровень культуры общества, включая его способность к поддержке научной и инновационной деятельности.
Под математической грамотностью в программе PISA понимают способность учащихся: 1) распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности, которые могут быть решены средствами математики; 2) формулировать эти проблемы на языке математики; 3) решать эти проблемы, используя математические факты и методы; 4) анализировать использованные методы решения; 5) интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы. Грамотность включает в себя понимание, оценку и использование текста для достижения конкретных целей, развития собственного потенциала и пополнения знаний.
Под функциональной грамотностью чтения и письма подразумевается способность учащегося свободно использовать навыки чтения и письма для целей получения информации из текста, т.е. для его понимания и преобразования, и для целей передачи такой информации в реальном общении.
Функциональная грамотность чтения – это и умение пользоваться различными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; умение переходить от одной системы приемов чтения и понимания текста к другой, адекватной данной цели чтения и понимания данного вида текстов (гибкость чтения) и умение понимать и анализировать художественный текст. Развитие механизмов речи: умение делать эквивалентные замены, сжимать текст, предвидеть, предугадывать содержание текста.
Педагоги-участники семинара посетили уроки математики во 2 классе «Квадрат», учитель Познер А.В., урок шахмат в 1 классе «Основные принципы в начале шахматной партии», учитель Нафикова А.А., урок окружающего мира в 3 классе «Полезные ископаемые», учитель Кинтаева Г.А., урок чтения в 3 классе «И.Соколов-Микитов «Листопадничек», учитель Жубатова Г.Т.
На своих уроках, учителя использовали методы, приёмы, технологии и формы работы направленные на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности. Обучающиеся учились применять знания для решения учебных и практических задач. Уроки прошли на высоком методическом уровне и получили отличную оценку коллег. На заседании круглого стола обсуждались вопросы, связанные с формированием функциональной грамотности в процессе изучения предметов начальной школы. Учитель Пуликова И.П. провела мастер- класс «Калейдоскоп эффективных упражнений и приёмов инновационных технологий для развития мотивации, выразительности, осознанности, техники чтения на уроках литературного чтения в начальной школе», учителя Горчакова В.В. и Лебединская В.А. подготовили теоретическое выступление «Функциональная грамотность-основа развития учебно-познавательной компетентности учащихся в процессе изучения предметов начальной школы». Руководитель РМО - Наследова С.Б.- подвела итог работы семинара. Она отметила, чтобы ребёнок учился в полную силу своих способностей, надо вызвать у него желание к учёбе, к знаниям, помочь ребёнку поверить в себя, в свои способности, не любая деятельность развивает способности, а только та деятельность, в процессе которой возникают положительные эмоции.
Руководитель РМО учителей начальных классов: Наследова С.Б.
23 ноября 2022 г. на базе МАОУ СОШ №2 п. Новоорск состоялся семинар-практикум учителей начальных классов «Проблемы преемственности между начальной школой и средним звеном».
Подготовили и провели семинар учителя начальных классов МАОУ СОШ №2 п. Новоорск.
В работе семинара приняли участие учителя начальных классов ОУ Новоорского района.
Вопросы преемственности в образовании были актуальны всегда. Актуальны они и сегодня. Особенно в условиях введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов. Преемственность-это последовательная, непрерывная связь между различными ступенями в развитии качеств личности ребенка, опора на его нравственный опыт, знания, умения, навыки расширение и углубление их в последующие годы образования. Преемственность – это последовательная, непрерывная связь между различными ступенями в развитии качеств личности школьника, опора на его нравственный опыт, знания, умения, навыки, расширение и углубление их в последующие годы образования”.
Суть преемственности в обучении заключается в установлении необходимой связи и правильного соотношения между частями учебного предмета на разных ступенях его изучения, т.е. в последовательности, систематичности расположения материала, в опоре на изученное и на достигнутый учащимися уровень развития, в перспективности изучения материала, в согласованности ступеней и этапов учебно-воспитательной работы.
Перевод из младшей школы в среднюю – переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям со взрослыми, со сверстниками, с учителями. Пятый класс – трудный и ответственный этап в жизни каждого школьника. Учебная и социальная ситуация пятого класса ставит перед ребенком задачи качественно нового уровня по сравнению с начальной школой, и успешность адаптации на этом этапе влияет на всю дальнейшую школьную жизнь.
Педагоги-участники семинара посетили уроки русского языка во 2 классе «Правописание безударных гласных в корне слова», учитель Рябова Т. Н., урок математики во 2 классе «Закрепление пройденного», учитель Карнаухова С. В., урок математики в 4 классе «Равенства содержащие неизвестный компонент арифметического действия вычитания», учитель Бикулова Н. Н., урок математики в 3 классе «Таблица умножения и деления с числом 9», учитель Жернакова Н. Ю., урок чтения в 1 классе «Твердый согласный звук ш, буква Ш ш и сочетание ши», учитель Мотина Е. В. Обучающиеся научились применять знания для решения учебных и практических задач, приобрели опыт использования этих знаний в повседневных ситуациях.
Уроки прошли на высоком методическом уровне. И получили отличную оценку коллег.
На заседании круглого стола обсуждались вопросы, связанные с реализацией преемственности между начальной школой и средним звеном обеспечивающей создание системы непрерывного образования. Учитель Гречуха И.А. провела мастер- класс «Организация учебного процесса путем внедрения активных методов обучения, направленных на развитие мышления и качества образования в начальной школе». Заместитель директора по УВР Сулейманова И.В. выступила с докладом «Функциональная грамотность-основа единого образовательного пространства: начальная школа и среднее звено». Психолог Кротова А. В. рассказала о психологическом сопровождении учащихся 4-5 классов. Рожнова И. А., учитель математики, рассказала о преемственности в обучении математики и условия развития функциональной грамотности в начальной школе и среднем звене. Умурзакова А. К., учитель русского языка продолжила разговор о преемственности в обучении русского языка в начальной школе и среднем звене. Руководитель РМО - Наследова С.Б. рассказала о том, что период адаптации в 5 классе – является одним из трудных периодов процесса обучения. Так как вопрос преемственности обучения – один из основополагающих вопросов педагогики, то при решении данного вопроса необходима продуманная система работы всех участников педагогического процесса.
Методист по начальному образованию ОО Жусупова Гульжан Бржановна, подвела итоги семинара. Она отметила, что качественные знания и умения, полученные в начальной школе необходимы для продолжения обучения в среднем звене. Задача учителя состоит, прежде всего, в том, что бы научить ребёнка применять полученные знания в повседневной жизни и создать прочный фундамент для его дальнейшего развития.
Руководитель РМО учителей начальных классов: Наследова С.Б.
24.11.2021г. на базе МОАУ СОШ №1 п. Новоорск им. Калачева А.В. прошел семинар-практикум учителей начальных классов по теме: «Совершенствование образовательной деятельности в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС и Профстандарта педагога».
Программа семинара: (скачать материал с семинара)
1. Совершенствование образовательной деятельности в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС и Профстандарта педагога. (Старченко Наталья Николаевна – зам директора по УВР)
2. Деятельность обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС. (урок по русскому языку «Род имен существительных» Жармухамбетова Сара Валеевна - учитель начальных классов высшей категории)
3. Совершенствование образовательной деятельности на уроках математики в соответствии с требованиями ФГОС (урок по математике «Таблица умножения и деления с числом 5» Васильева Елена Витальевна – учитель начальных классов первой категории.
4. Методические рекомендации по теме семинара подготовили: Плотникова Галина Викторовна - учитель начальных классов первой категории и Дулина Оксана Николаевна - учитель начальных классов высшей категории
Семинары учителей начальных классов в 2020-2021 году:
19 февраля 2020 г. на базе МАОУ «СОШ с. Добровольское» состоялся семинар-практикум учителей начальных классов по теме «Инклюзивное образование-путь к индивидуализации образования». В работе, которого приняли участие учителя начальных классов ОУ Новоорского района.
Программа семинара.
1.Мастер - класс. Воспитатель и учителя начальных классов ознакомили присутствующих с формами и методами работы с детьми с умственными и интеллектуальными особенностями развития, которыми они пользуются в своей работе.
2. На заседании «Круглого стола» обсуждались вопросы «Социально-психологического сопровождения детей с ОВЗ», «Обучение детей на дому - отличительные особенности», «Организация работы образовательного учреждения по инклюзивному образованию». 3.Итоги семинара.
* * *
25 февраля 2021 г. на базе МАОУ «Первый Новоорский лицей» состоялся семинар-практикум учителей начальных классов по теме «Компетентностно-ориентированный подход как средство развития личности младших школьников». Семинар был проведен на платформе Zoom. В работе семинара приняли участие учителя начальных классов ОУ Новоорского района.
Программа семинара:
1.Мастер – класс по теме: «ТРИЗ технология, как один из инструментов внедрения компетентностного подхода в начальной школе».
2. На «Круглом столе» обсуждались вопросы: «Компетентностный подход в обучении младших школьников» и «Использование компетентностно-ориентированных заданий на уроках в начальной школе».
3.Итоги семинара.
Примерные адаптированные рабочие программы
Семинары учителей начальных классов в 2019 году:
1 ноября 2019 г. на базе МДОУ «Детский сад» №1 «Родничок» п. Новоорск состоялся семинар-практикум учителей начальных классов и воспитателей детских садов «Проблемы преемственности в работе детского сада и начальной школы в условиях ФГОС». В работе семинара приняли участие учителя начальных классов ОУ и старшие воспитатели ДОУ Новоорского района.
Правильно организованная работа по преемственности – залог успеха обучения детей в основной школе. Преемственность может рассматриваться как внутренняя связь, которая выражается в учебной деятельности (дошкольников и школьников) и внешняя, связанная с деятельностью обучающихся (воспитателей и учителей).
Педагоги и воспитатели, познакомились с современными педагогическими технологиями, используемыми в воспитательно-образовательном процессе дошкольного образования. С детьми подготовительной к школе группы была проведена квест - игра «Скоро в школу». Воспитатель Свиридова Л.А. продемонстрировала технологию Триз (теория решения изобретательных задач) и работу с мнемотаблицами, (схемы, в которые заложена определенная информация).
Учитель - логопед Наследова И. В. продемонстрировала на занятии методику паль-чиковой гимнастики и Су джок терапии, использовала камушки «Марблс». Эти и другие нетрадиционные приемы в работе с детьми раннего возраста стимулируют их речевое развитие.
Инструктор по ФИЗО Калинина Е.В. рассказала и показала, какие новые здоровье-сберегающие технологии с пользованием современного оборудования: батутов используются в ДОУ.
Педагог - психолог Савельева Н.М. показала, как используются интерактивная доска и песочница - увлекательный и занимательный инструмент для обучения детей, а так же рассказала о программах, по которым работает ДОУ в подготовке выпускников.
В завершении квест - игры дети вернулись в импровизированный школьный класс, сели за парты, учитель Наследова С. Б. задала им вопросы (Хотят ли они учиться в школе? Чему можно научиться в школе? Как нужно вести себя в школе?). Дети давали положительные ответы.
Занятия показали отличную работу воспитателей и качественную подготовку детей. Учитель начальных классов СОШ № 2 п. Энергетик Ригель Г.В. рассказала о требованиях, предъявляемых детям в 1 классе в соответствии с которыми воспитатели должны готовить дошкольников к системному обучению в школе.
Учитель СОШ № 2 п. Новоорск Васильева И.С. рассказала на примере своих первоклассников о проблемах, которые у них возникают в период адаптации школе.
Педагог-психолог СОШ №1 п. Новоорск Каргалова В.Д. назвала причины, с которыми сталкиваются учителя и психологи в последнее время: общая неосведомленность, не понимание социальной значимости учителя, не умение ориентироваться на плоскости, проблемы артикуляции и др.
На заседании круглого стола обсуждались вопросы, связанные с подготовкой дошкольников к обучению в школе. Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выигрывают от этого все, особенно дети.
Методисты по начальному и дошкольному образованию Булдакова Л.В. и Маркина О.В. подвели итоги семинара.
* * *
20 декабря 2019 г. на базе МОАУ СОШ №1 п. Новоорск им. состоялся семинар-практикум учителей начальных классов «Концепция математического образования в начальной школе». В работе семинара приняли участие учителя начальных классов ОУ Новоорского района.
Педагоги-участники семинара посетили уроки математики во 2-ом классе по теме «Уравнение. Решение методом подбора», учителя высшей категории Курмановой Ж.Б. и в 4-ом классе по теме «Производительность- это скорость выполнения работы», учителя высшей категории Дулиной О.Н. На уроках реализовывались общеобразовательные, воспитывающие развивающие задачи. Уроки были проведёны на высоком методическом уровне. Учителя показали отличную работу и качественную подготовку детей. На уроках применялись запланированные формы обучения и диагностические задания. Обучающиеся научились применять математические знания и представления для решения учебных и практических задач, приобрели опыт использования математических знаний в повседневных ситуациях.
На заседании круглого стола обсуждались вопросы, связанные с реализацией концепции математического образования в начальной школе. Учитель СОШ № 4 п. Новоорск – Надирова А.Е. рассказала о методах и приемах решения текстовых задач в начальной школе. Учитель СОШ № 2 п. Новоорск - Наследова С.Б. рассказала о переходе учащихся из начальной школы в основную, о том, что период адаптации в 5 классе – является одним из трудных периодов процесса обучения.. Так как вопрос преемственности обучения – один из основополагающих вопросов педагогики, то при решении данного вопроса необходима продуманная система работы всех участников педагогического процесса. Методист по начальному образованию Булдакова Л.В. подвела итоги семинара. Она отметила, что математические знания и умения необходимы современному школьнику для продолжения обучения в других образовательных учреждениях, для изучения различных смежных с математикой дисциплин. Задача учителя состоит, прежде всего, в том, что бы научить ребёнка применять полученные знания в повседневной жизни и создать прочный фундамент для дальнейшего математического развития.
* * *
Семинары учителей начальных классов в 2018 году:
30 января 2018 г. на базе МАОУ «СОШ № 4 п. Новоорск» состоялся семинар-практикум учителей начальных классов по теме «Использование инновационных технологий на уроках литературного чтения и окружающего мира при подготовке учащихся к ВПР». В работе, которого приняли участие учителя начальных классов ОУ Новоорского района. 1.Мастер - класс. На уроках литературного чтения в 3 классе и окружающего мира в 4 классе учителям была предоставлена возможность увидеть, новые технологии которые можно использовать, чтобы учащимся легче было выполнять задания ВПР.
2.Круглый стол. На заседании, которого обсуждались вопросы: «Использование результатов оценочных процедур в повышении качества образования» и «Эффективные формы и методы работы с учащимися начальной школы при подготовке в ВПР».
* * *
27 февраля 2018 года на базе МАОУ СОШ № 2 п. Новоорск прошел практико - ориентированный семинар учителей начальных классов.
Программа семинара «Стратегия смыслового чтения на уроках в начальной школе»
1.Педагогическая гостиная. Учителя посетили уроки русского языка, литературного чтения, окружающего мира, на которых велась работа по формированию и развитию умений смыслового чтения.
2. Круглый стол «Стратегия смыслового чтения на уроках в начальной школе».
3. Мастер класс. «Использование технологии смыслового чтения на уроках » «Формирование навыков смыслового чтения у младших школьников на уроках математики».
4.Методическае рекомендации. Для формирования основы читательской компетенции по ФГОС ООО, целесообразно использовать в работе стратегии: направленного чтения, чтение в парах – обобщение в парах, читаем и спрашиваем, дневник двойных записей, чтение с пометками. А так же следующие приемы: приём «Тонкие» и « толстые» вопросы, приём «Составление краткой записи задачи», приём «Составление вопросов к задаче», приём «Вопросы к тексту учебника, приём «Учимся задавать вопросы разных типов» – « Ромашка Блума», приём «Тетрадь с печатной основой», приём «Инсерт», приём «Кластер», приём «Ключевые слова», приём «Верные и неверные утверждения», приём «Верите ли вы…» , приём «Синквейн».
* * *
23 октября 2018 года на базе «Можаровского филиала СОШ с. Горьковское» прошел семинар-практикум учителей начальных классов.
Программа семинара «Формирование самооценки индивидуальных достижений младшего школьника как инструмента реализации требований ФГОС в условиях малокомплектной школы»
1.Педагогическая гостиная. Учителя посетили уроки русского языка во 2 и 3 классе, уроки математики в 1 и 4 классе.
2. Круглый стол по теме: «Формирование самооценки индивидуальных достижений младшего школьника как инструмента реализации требований ФГОС в условиях малокомплектной школы». 3.Подведение итогов.
Семинары учителей начальных классов в 2017 году:
29 ноября 2017 года на базе МАОУ СОШ № 2 п. Энергетик проходил практико - ориентированный семинар учителей начальных классов по теме «Профессиональная компетентность педагога - главный ресурс формиро-вания познавательной активности, интеллектуальных и творческих способ-ностей учащихся».
Участники семинара посетили открытые уроки во 2 классе литературное чтение, учитель –Тисенковой Н.А., в 3 классах русский язык – Бандяевой Е.Б., окружающий мир – Кулигиной Л.Н. Теоретическая часть семинара состояла из выступлений Кулигиной И.А. – «Повышение профессиональной компетентности учителя через внедрение современных педагогических технологий», Шушаковой Е.В.- «Формирование У УД через проектно-исследовательскую деятельность», Брагиной Н.В. - «Внедрение новых педагогических технологий во внеурочной деятельности».
В выступлениях говорилось о том, что изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т.е. его профессиональной компетентности. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентоспособную личность учителя.
Под профессиональной компетентностью учителя понимается совокуп-ность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся. Развитие профес-сиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способность адаптироваться в меняющейся педагогической среде. Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:
• Работа в методических объединениях, творческих группах;
• Исследовательская деятельность;
• Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
• Различные формы педагогической поддержки;
• Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях;
• Трансляция собственного педагогического опыта;
• Использование ИКТ и др.
Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.
Профессиональная компетентность педагога является одним из главных ресурсов в формировании познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Для этого педагогу в своей работе необ-ходимо придерживаться следующих рекомендаций:
1. Главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
2. На воспитание активности обучающихся не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества.
3. Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите детей учиться.
4. Необходимо чаще использовать вопрос “почему?”, чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.
5. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует знания на практике.
6. Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.
7. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.
8. Необходимо чаще показывать ученикам перспективы иx обучения.
9. Используйте в работе схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.
10. В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний.
11. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.
12. Будьте проинформированы относительно последних научных достижений по своему предмету.
13. Поощряйте исследовательскую работу учеников. Найдите возможность ознакомить их с техникой эксперим