Музыкальное занятие «Весенние цветы»

из цикла «Времена года»

 

 

 

Занятие «Весенние цветы» входит в цикл занятий «Времена года» предполагает развитие эмоционально-познавательной сферы дошкольников.

В содержание занятия входят различные виды музыкальной деятель­ности; при этом акцент сделан на развитие образных представлений и творческих проявлений детей, в качестве заданий пред­лагается составить образный рассказ, придумать задания на танцеваль­ную, песенную импровизацию.

Психогимнастические упражнения, представленные в занятии, на­правлены на имитацию детьми различных эмоциональных состояний и саморасслабления. Занятие сопровождаются музыкально-дидактичес­кой игрой, которая, с одной стороны, развивает музыкально-сенсор­ные способности дошкольников, а с другой — помогает детям закрепить новые сведения.

Основу репертуара составляют программные произведения, названия которых помогают сконцентрировать внимание ребенка на художествен­ном образе и способствуют лучшему его запоминанию.

 

 








 

 

 

Занятие «Весенние цветы»

 

Задачи. Учить соотносить характерные признаки растения и харак­тер музыки; развивать двигательную активность, творческие способнос­ти детей, умение высказывать свое мнение.

Оборудование. Фонограмма, пособия к музыкально-дидактичес­кой игре, материал для коллективной аппликации, иллюстрации к му­зыкальным произведениям П. И. Чайковского и А. Кранца.

Ход   занятия

Дети проходят в ворота, образуя круг.

 

 

Музыкальный   руководитель (читает стихи):

             Идет матушка-весна, отворяй ворота.

                 Первый март пришел, всех детей привел;

                А за ним апрель отворил окно и дверь;

               А уж как пришел май, сколько хочешь гуляй.

 

 

Дети исполняют хоровод «Во поле береза стояла...»,  русская народная мелодия в обработке Н. А. Римского-Корсакова.

Музыкальный руководитель. Давайте представим себе, что мы попали на весенний луг. Хорошо в эту пору там: солнышко ласковое светит, бабочки порхают, птицы заливаются звонкими голосами. Вот по­явились первые весенние цветы.

Покажем, как появляются цветы, выполняя следующее упражнение.

Психогимнастическое  упражнение «Цветок»

Описание. Теплый луч упал на землю и согрел в земле семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой ле­песток, поворачивая свою головку вслед за солнцем.

Выразительные движения. Сесть на корточки, голову и ру­ки опустить; поднимается голова, распрямляется корпус, руки поднима­ются в стороны — цветок расцвел; голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается вслед за солнцем.

Мимика. Глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены.

Музыкальный руководитель. Ребята, какой цветок появляет­ся первым?

Дети. Подснежник.      

Музыкальный руководитель. Послушайте сказку-легенду о подснежнике.

Богиня Флора раздавала цветам костюмы для карнавала и подарила подснежнику белый-пребелый костюм. Но снег тоже захотел принять участие в празднике и стал просить растения поделиться с ним своим одеянием. Из всех цветов один подснежник укрыл его. Танцуя, они так понравились друг другу, что стали неразлучны по сей день.

Расцветая в окружении снега, подснежник сам похож на снежинку.

Разные народы называют его: то снежной каплей (англичане), то с госверлителем (французы), то снежным колокольчиком (немцы), то дирой (болгары).

Поэты сочиняли стихи о подснежнике, а композиторы — музыку о нем.

Сейчас мы послушаем два музыкальных произведения, у которых одинаковое название. Слушайте внимательно и определите: чем похожи и чем различаются эти произведения?

Исполняются «Подснежник. Апрель» из цикла «Времена года»

 И.Чайковского и «Подснежник», музыка А. Кранца (см. приложение).

 Музыкальный руководитель выслушивает ответы детей.

Обобщение. Музыка П. И. Чайковского спокойная, нежная, изящная светлая; музыка А. Кранца тихая, грациозная.

Послушайте отрывок «Подснежник» П. И. Чайковского и скажите, что вы представляете, когда слушаете эту музыку. (Дети рассказывают, музыкальный руководитель анализирует их рассказы.)

Послушайте отрывок из произведения «Подснежник» А. Кранца, выберите иллюстрацию. (Дети объясняют свой выбор.)

Обобщение. Вы прослушали два произведения с одинаковым названи-
ем, но они разные по характеру, композиторы изобразили подснежник
по своему настроению, представлению. Подснежник — нежный, изящ-
ный, а также гордый, торжественный цветок.        

Теперь я загадаю вам загадку:

Молодой, молодой за неделю стал седой,

 А денечка через два облысела голова.

 

(Одуванчик)

 

Споем песенку «Одуванчики».   

Исполняется песня «Одуванчики», музыка В. Герчик, слова Р. Гор­ской (см. приложение). Далее музыкальный руководитель просит детей сказать, чем им нравится и чем не нравится одуванчик. Возможные от­веты детей: одуванчик похож на солнышко, определяет погоду, он ис­пользуется в лечебных целях; молочко одуванчика пачкает руки, оду­ванчик — это сорняк.

Композитор П. И. Чайковский очень любил ландыш за его чистую тихую красоту.

О ландыш, отчего так радуешь ты взоры?

 Другие есть цветы, роскошней и пышней,

 И ярче краски в них, и веселей узоры,

Но прелести в них нет таинственной твоей.

Ландыш — гимн весне. Она наделила его любовью к жизни, цвет благодарит ее ласковым перезвоном маленьких кувшинчиков.

Исполняется песня «Ландыш», музыка М. Красева, слова Н. Френ­кель (см. приложение).

Солнце припекает все сильнее и жарче, появляются другие весенние цветы. Назовите их.

Давайте поиграем в игру «Собери букет». (Проводится музыкалыно- дидактическая игра по типу хороводных.)

Музыкально-дидактическая игра «Собери букет»

Программное содержание. Совершенствовать умение детей  различать музыку по характеру.

Музыкально-дидактический материал. Мелодии песен «Одуванчики», «Ландыш», «Подснежник» П. И. Чайковского.

Игровые пособия. Цветы небольшого размера: одуванчики, под­снежники, ландыши, прикрепленные к одежде детей в виде значков.

Ход   игры

Дети стоят, расположившись в три круга.

Музыкальный руководитель. Сейчас наши цветы будут уз­навать свою музыку. Если звучит музыка одуванчиков, то танцуют они; если музыка подснежников, то исполняется их танец; если песенка лан­дышей — танец ландышей.

В разной последовательности звучат отрывки музыкальных произве­дений. Дети двигаются согласно звучанию музыки.

Мы все вместе назвали только три наиболее известных весенних цветка. А какие еще цветы появляются весной? (Дети выбирают пло­скостные изображения, называя цветы.)

Давайте составим весенний луг из цветов на мольберте и этим закон­чим наш разговор о весенних цветах. (Творчество детей.)



                             

0
Добавлено: 27.04.2010, 16:09
0
4351
Суровцева

Похожие публикации


Комментарии (0)

Ошибка!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Наверх