Основанием для проведения данного интегрированного урока является единство тем в предметах литературы,  истории Отечества и изобразительного искусства.  Межпредметные связи активизируют учебно-познавательную деятельность учащихся. Возможности интеграции литературного чтения и истории очень широки, поскольку перед данными уроками стоят общие образовательные и воспитательные задачи.

Основная идея урока  по теме «Единство силы духа и силы оружия в освобождении Руси»– формирование у учащихся интереса к своей истории, развитие у них чувства общности со своими истоками, гордости за них, за ратные подвиги своих предков.

Страницы исторических событий нашли свое отражение  в стихах поэтов, в произведениях русских художников, великих скульпторов.

 

Конспект интегрированного  урока (история, литература, ИЗО)учителя начальных классов I квалификационной категории МОУ ООШ

с. Можаровка

Новоорского района

Рыбалко Галины Васильевны

Тема урока «Единство силы духа и силы оружия в освобождении Руси»

 

Эпиграф урока.

Да ведают потомки православных

Земли родной минувшую судьбу…

                           А.С. Пушкин

 

 Цель.

 Осмысление связи единства духовности и победы русского народа. 

 

Задачи.

Образовательные:

Углубить и расширить знания учащихся по темам «Как объединяли Русь» (история) и «Сергий Радонежский» Н. Соловьева (литературное чтение)

 

Развивающие:

Развитие умений частично-поисковой деятельности (работа с энциклопедией и историческо-познавательной литературой)

Развитие умений выделять главное, сопоставлять и сравнивать исторические факты и литературные произведения.

Развитие  умений  выражать и аргументировать свое мнение

 

Воспитательные:

Воспитание патриотизма

Воспитание гражданственности

Воспитание исторической памяти и совести

Эстетическое воспитание

 

Оборудование:

Карта «Российское центральное государство ХХIV – ХV в.в.”

Рисунки учащихся «Оружие древних славян»

Музыкальная фонограмма:  Мовсесян «Родимая Земля»  и  Пахмутова  «Богатырская сила»

Компьютерная презентация

 

Ход урока

 

Постановка целей урока, сообщение темы урока.(слайды № 1, № 2)

Вступительное слово учителя: сегодня, накануне Дня Защитника Отечества,  мы поговорим о русской воинской доблести.

Отечество – единственное уникальное для  каждого человека родина, данная ему судьбой, завещанная его предками. Ведь не случайно в трудные критические минуты своей жизни люди вспоминают место, где родились, где прошло детство, то есть свою малую родину , как часть своего Отечества.

(Звучит музыка «Родимая земля»)

Учитель (на фоне музыки) Все может родная земля! Может накормить теплым и вкусным хлебом, напоить родниковой водой, восхитить своей красотой. И только защитить сама себя она не может.  Поэтому защита Отечества и родной земли – долг тех, кто ест ее хлеб, пьет ее воду, любуется ее красотой.  На протяжении многих веков не раз приходилось русским людям отстаивать свободу и независимость своей Родины.

 

Ученик читает стихи:

Тебе не раз враги грозили.

Тебя сметали – не смели.

Любовь моя, земля Россия,

Тебя порушить не могли.

Тебя топтали – не стоптали.

Тебя сжигали – не сожгли.

Мы все с тобою испытали

И даже больше, чем могли.

 

Рассказ учителя  Героическое прошлое нашей Родины отразилось в устном народном творчестве. Народ помнит своих легендарных героев – стражей: Илью Муромца, Василия Буслаева, Добрыню Никитича. Страницы грозных битв во имя защиты Отечества сохранило для нас литературное наследие: эпос «Слово о полку Игореве», и сказание о Мамаевом побоище. 

 -  Помните ли вы, ребята, князей древней Руси, их заслуги перед Отечеством нашим?

 

     Ученик в костюме воина:

Слава нашей стороне!

Слава нашей старине!

Колесо истории мы повернем

И рассказывать начнем,

Чтобы люди знать могли

О делах родной земли!

 

Историческая викторина:

  1. этот князь начал вводить на Руси единую веру – христианскую. При нем жители Киевской Руси стали называться русским народом. Он был выдающимся полководцем. При нем русское войско надежно охраняло государство и не раз побеждало кочевников – печенегов.  (Князь Владимир, сын Святослава)
  2. при этом князе печенеги были окончательно разбиты, строились белокаменные церкви, проявились первые школы. Был составлен рукописный свод законов «Русская Правда»? (князь Ярослав Мудрый – сын Владимира)
  3. этот князь сумел объединить в борьбе с половцами силы всех русских князей. В летописи говорят, что он победил в 54 сражениях и только в одном проиграл (Владимир Мономах – внук Ярослава Мудрого)
  4. восемнадцатилетний князь, сумевший собрать и хорошо снарядить войско. Он возглавил отпор вражеского нашествия с запада, освободив Русь от шведов и ливонских рыцарей.  (князь Александр Невский – праправнук Владимира Мономаха)
  5. этот князь договорился с Ордой о том, чтобы самому собирать и отправлять в Орду дань со всех русских городов он один получил от Орды звание Великого князя московского и владимирского. При нем Москва стала центром Русского государства (Иван Калита – внук Александра Невского)

 

Учитель: Какому историческому событию посвящены эти поэтические строки:

Стоял такой великий стон,

Шел бой с такою кровью,

Что был в багрец окрашен Дон

До самого низовья

(Куликовская битва)

 

В 1380 году войско великого князя Дмитрия Донского (слайд № 3). , разбило татаро-монгольские полчища на Куликовом поле. Более 150 лет русский народ томился под игом монголо-татар. Велико было стремление избавиться от власти татар, и именно князь Дмитрий стал той исторической фигурой, выразившей стремления народа к освобождению.

Собираясь в 1380 году в поход против татар московский князь Дмитрий Донской посчитал своим долгом посетить по пути Троицкую обитель и принять напутствие от Сергия Радонежского (слайд № 4 ).

 

Выступление ученика  о житие Сергия Радонежского (текст из учебника литературного чтения и школьной энциклопедии)

 

В трудные для Родины времена, когда потребна помощь Божия для укрепления веры, Бог посылает на Землю своих избранников. Именно к таким Божьим посланникам принадлежит великий православный святой «печальник Земли русской» Сергий Радонежский. Своей жизнью, своими подвигами и своим непрекаемым авторитетом он оказал такое огромное влияние на духовную жизнь России, что его ощутили на себе не только его ближайшие современники, но и многие поколения потомков..

Святой старец при встрече с Дмитрием Донским  предвидел, что битва на Куликовом поле закончится гибелью множества воинов, и  сказал:

- Иди, господин безбоязненно, врага ожидает конечная гибель, а тебя, князь-милость и слава от бога.

Воодушевленный пророческими словами князь поспешил за своим войском. Весть о том, что московский князь получил от святого Сергия  благословение (слайд № 5)  иконой Богоматери на битву вскоре облетела все войско и вдохнула мужество и силу духа во все сердца.

 

Ученик:

О поле Куликово – стон Руси!

Его не умирающие звоны

Ты, Русь, в скорбящем сердце не гаси!

Ты видишь даже павшие в безвестье

Опять, опять в руках сжимают меч,

Они готовы вновь к высокой чести

Иль выстоять, иль снова в землю лечь.

 

 

Рассказ учителя, работа с картой:

Готовясь к войне с Москвой, Мамай заключил союз с литовским князем Ягайло, он собрал большое войско из-под властных ему народов от Волги до Кавказа и Крыма, привлек он и наемников. Хан Мамай вынашивал план повторить поход Батыя, расчленить Русь, посадить в городах своих наместников, а русских князей перебить.

Над Русью нависла смертельная опасность. Князь Дмитрий это понимал. Союзников у него не было, рассчитывать приходилось только на объединение русских княжеств. Мало было княжеских дружин, требовалось привлечь народное ополчение. На призыв великого князя откликнулись многие князья и города. В Москву начали стекаться ратники Звенигорода, Можайска, Коломны, Владимира, Суздаля и других городов русских.

В составе русского войска находились хорошо вооруженные воины «кованая рать». Летописи свидетельствуют о том, что в числе воинов сражались и переодетые женщины.

Современники не могли припомнить столь многочисленного войска.

Во главе русского войска были Дмитрий и его двоюродной брат Владимир Андреевич, а также опытный начальник Боброк Волынец.

(слайд № 6 и репродукция картины)

На картине художнике Бубнова «Утро на Куликовском поле». Мы видим русские полки, которые в ночь с 7-го на 8-е сентября 1380 года перешли Дон, уничтожив мосты и переправы, отрезав себе путь к отступлению. Этот шаг князя Дмитрия подчеркивает решительность его намерений и непримиримый характер предстоящего сражения.  Впереди войска сам князь.  Он сменил княжеские доспехи на доспехи простог7о воина и сражался в общей массе русской дружины. Перед битвой князь Дмитрий сказал: «этого часа на Руси «жадали за много дни», т.е. желали,  ждали давно. На картине художник изобразил момент, когда солнечные лучи разогнали застоявшиеся с ночи над Куликовом полем туман и противники вот-вот увидят друг друга. Как серебряная река переливаются доспехи русских воинов. Бесстрашием и решимостью пылают их взоры, которые говорят, что «честная смерть лучше позорной жизни» над головой воинов развевается  великокняжеский стяг с изображением Иисуса   Христа (слайд № 7 ). У стяга находятся брат Дмитрия и любимый боярин Бренко.

 

Ученик в костюме воина:

- Какие доспехи и оружие носили древние воины? (шлем, латы, меч, лук, стрелы, колчан, боевые топоры)

 

 Ученик: русский шлем в отличие от плосковерхих западных был конической формы, с такого шлема соскальзывала сабля и меч противника. Русские мечи славились своей прочностью и красотой за пределами Руси.

(слайд № 8 ) Учитель: по преданию бой начали поединком богатырей. Перед нами картина художника М.И. Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем». Художник изобразил момент, когда всадники устремились навстречу друг другу, сшиблись и пали замертво. Как говорит летопись наш богатырь Пересвет не сразу упал на землю, как Челубей. Он раненый смертельно, доскакал до рядов русских и пал среди них.. Благодарные потомки поставили памятник богатырю. (слайд № 9 )

 

Ученик: (на доске план Куликовской битвы) Войска двинулись вперед. Битва была жестокой. Ордынцы все теснили и теснили русские ряды. Вот смят передовой полк. Вот бой подтянулся к самому княжескому стягу. Казалось, еще немного и полк левой руки не выдержит бешеного удара. И тут из соседнего леса на врага обрушился засадный полк. Это решило исход битвы. Под напором свежих русских сил ордынцы дрогнули и побежали. Их гнали и гнали. Разгром ордынцев был полным.

 

Учитель: а в это время в Троицком монастыре (слайд №10 )все монахи вместе с самим Сергием ни минуту не прекращали молитвы за русское воинство. Сам Сергий, как повествует его жизнеописание, «телом стоял в храме, а духом был на поле боя». Он видел все, что там происходит,  и как очевидец рассказывал монахам о ходе сражения, молил за упокой погибших воинов. Наконец, он возвестил о поражении врагов. Это пророчество подтвердилось – на обратном пути Дмитрий заехал в Троицкий монастырь и лично сообщил о победе русской рати.

Много русских воинов сложили головы на поле брани. Был ранен , но остался жив князь Дмитрий восемь дней хоронили на  Куликовом поле погибших героев.  С победой вернулись русские воины в Москву. В летописи записано: «Была на Руси радость вселенная, но и печаль великая по убитым от Мамая на Дону.»

За победу в Куликовой битве князь Дмитрий получил прозвище Донской и как его прапрадед Александр Невский вошел в число великих полководцев России, причисленных к лику святых. В память героям, павшим на поле Куликовом благодарные потомки воздвигли обелиск. (слайд № 11 )

Слава  о Куликовской победе достигла европейские страны. Битва стала одним из важнейших событий в нашей истории, первой крупной победой Руси над Ордою.

 

Закрепление.

  1. покажите по карте путь русского войска к Дону.
  2. кто прислал свои дружины на Куликово поле?
  3. какова была тактика ведения боя на Куликовом поле? (покажите на плане)
  4. какое значение победы Руси в Куликовской битве?
  5. в чем проявилось единство силы духа и оружия на поле брани?
  6. какая черта русского национального характера проявилась в битве?
  7. почему слова Сергия Радонежского «в единстве сила Руси!» актуальны и в наши дни?

 

Вывод (слайд № 12 )

Учитель: и раздается над необъятными просторами России колокольный звон православных храмов, напоминающий потомкам о величии подвига русского воина.

 

0
Добавлено: 27.04.2010, 16:17
0
5439
Суровцева

Похожие публикации


Комментарии (0)

Ошибка!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Наверх