При подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ особое внимание следует обращать на задания, связанные с речеведческими умениями школьников, особенно части С, где требуется дать развёрнутый ответ (сочинение_отзыв, рецензию, эссе). Данные задания проверяют сформированность у выпускников коммуникативной компетенции, т.е. знаний, умений, навыков, необходимых для понимания чужих и порождения собственных высказываний (текстов).
Третья часть экзаменационной работы позволяет составить представление не только о сформированности ключевых умений, но и об общем развитии ученика, о его социальной и нравственной зрелости, о его общей культуре.
Созданный учеником текст _ это совокупность присвоенных знаний, своеобразие восприятия, собственной рефлексии на исследуемую проблему. При этом на первый план могут выходить разные элементы слова, порождая тот или иной личностный смысл, привлекая те или иные единицы разной языковой степени сложности.
Качество письменного высказывания складывается из следующей цепочки, освоенной школьником: эрудированность – осознанность – действенность – коммуникативные умения.
Именно от освоения школьниками смысла и форм проявления изучаемого языкового явления зависят их коммуникативные умения (выделять понятия в тексте, видеть условия его функционирования, использовать в собственной речи).
Создание собственного письменного монологического высказывания - до сих пор проблемное место при обучении учащихся русскому языку. Для того, чтобы школьники привыкли не пасовать перед сочинением, научились за короткое время правильно, последовательно, в соответствии с нормами литературного языка, проявляя личностную позицию, излагать свои мысли, необходимо на каждом уроке уделять время для упражнений, направленных на создание своего текста. И каждое сочинение учеников не должно оставаться без комментария учителя, без советов по совершенствованию стиля и языка. Обязательно давать рецензию на работу, выписывать речевые, грамматические, логические и другие ошибки из сочинений и предлагать их для редактирования на уроке.

Задание с развёрнутым ответом в третьей части КИМов ЕГЭ, предполагает специальную подготовку. С одной стороны, учащимся предоставлено право выбрать один из трёх названных в задании жанров. С другой – это же задание предполагает речеведческий, языковой анализ текста, что является одни м из основных признаков рецензии, но никак не предусмотрено в жанрах отзыва, эссе, в их классическом понимании.

Урок по развитию речи
(подготовка к ЕГЭ, пункт С)

Цель урока:
- обучение умению правильно, логично излагать свои мысли по предложенному учителем тексту
- беречь окружающую нас природу.
Оборудование: текст, рабочие тетради.

Учитель: Прочитайте текст.
(1) Для вас все вороны, конечно, одинаковы, вы из них ни за что не отличите даже самца от самки, они же отлично знают вас, и всю вашу родню, и всех ваших гостей; и когда приходит к вам в дом кто-нибудь такой, кого они никогда не видали, они начинают встревожено каркать. (2) Они вас хотят предупредить о возможной для вас опасности, потому что по долгому опыту жизни знают, что всякий новый человек - это ка¬кое-нибудь беспокойство.
(3) Они считают, что когда выплескивают с вашей кухни помои, то это для них; и за то это, что они ведь ваши вороны, вашего двора, ваше¬го и еще двух-трех поблизости, но не дальше трех: там уже начинаются свои вороны, а еще дальше - свои. (4) У них строго разграничены все дома в населенном месте: эти - наши, а вот эти - ваши, другие вороны. (5) И что бы там ни говорили, а когда с конька вашей крыши они кидают¬ся на ястреба, который вьется над вашими курами, они ведут себя как дворовые собаки; и когда ястреба прогонят, они прилетают снова на крышу и каркают по-особенному, пригибая и выставляя голову и распу¬шив хвост. (6) Приблизительно карканье значит: «Вы видели, конечно, летал ястреб, он мог задрать самую лучшую из ваших кур, но мы-ы...» (7) Каркают этак они в смутной надежде, что вы их когда-нибудь да пой¬мете и кинете им за службу нескупой кусок хлеба.
(8) В старину, когда люди были ближе к природе и непосредствен¬ней, ворон называли вещуньями, но теперь вороны потеряли способ¬ность вещать. (9) Сейчас вороны бывают сыты, от сытости очень чув¬ствительны, от чувствительности - неловки, и чаще случается, что то или это они проворонят. (10) Если они кое-что из своих знаний и потеряли, все-таки они остаются сметливы, себе на уме, осторожны и домовиты.
(С. Сергеев-Ценекий)
Учитель: «Теперь по клише напишем рецензию. Обратите внимание на по¬строение высказывания, на способы выполнения основных действии.
1. Обозначим тему. Обратите внимание на прием «маска».
О чем _ _ в этом тексте? (Маска неискушенного чита¬теля.) Неискушенный читатель, (в-1; невнимательно, быстро, бегло, ле¬ниво) скользнув глазами по первым строчкам, вероятно, решит, что Сергеев-Ценский написал (в-1; научную монографию, газетную статью, за¬нимательный рассказ, научно-популярный очерк) о жизни и повадках
_ для какого-нибудь журнала вроде «Юного натуралиста». Но если (в-1; внимательно, вдумчиво, сосредоточенно, не торопясь)__________ текст, то станет понятно: автор пишет не о ______________, он пи¬шет о нас, людях.
2. Анализ композиции и лексико-морфологической вырази¬тельности.
Учитель: «___________________...» - так начинается рассказ. Уже в _________ предложении четко (в-1; выражен, назван, представлен, обозначен) главный композиционный прием - (в-1; оппозиция, антитеза, аллегория,
противопоставление) яркого, удивительного мира и тех, кому этот мир
кажется одинаковым, _ _, однотонным. Эта (название выбранного Вами композиционного приема из предыдущего набора) _ постепенно развивается, наполняется (в-1; символи¬ческим, обобщающим, новым, более широким) смыслом. «Вы» - это те, кто ничего не замечает, ничего не___________, ничего не _________ , а (личное местоимение 3 лица) « » - все замечают, все ______________, все __________________________. Не случайно автор вместо слова «__» часто исполь¬зует (в-1; имя существительное, личное местоимение) «они». Кто они?
Птицы? Только ли? Это местоимение обозначает ту живую вселенную вокруг нас, которая беспрестанно тревожится, ищет нашего внимания, незаметно помогает нам. Вот почему автор, описывая ворон, так часто использует глаголы: «_____________», «__________», «__________________». Вокруг нас - беспокойный, полный напряженной борьбы мир, и (название части речи) ___________активного действия передают его (в-1; не¬подвижность, безмятежный покой, изменчивость, динамику),
3. Определение авторской позиции.
Учитель:
Автор не поучает своих читателей, не осуждает нашей глухоты. Он только стремится быть услышанным и понятым нами. С этой целью ав¬тор использует (в-1; диалектные слова; общеупотребительные слова),лексические повторы (подтвердите
примерами _____________,_________________),синтаксический параллелизм (когда ..., когда ...), (в-1; анафоры, инвер¬сии) (они вас хотят предупредить), разговорные конструкции («И что бы там ни говорили...», «___________________ _________________...»), которые позволяют создать особую интонацию - доверительного, непосредственного, живо¬го диалога. Автор выступает как бы от имени вороньего племени, ему ведомы их тайные устремления, он даже использует (в-1; косвенную, прямую) речь для передачи их мыслей и добивается главного: мы начинаем слышать и _______ окружающую нас жизнь. Птицы из однотонного фона нашей______ (в-1; реальности, действительности, обыденно¬сти, повседневности) __________________ в живых существ, которые, оказывается, могут иметь живые чувства.
4. Финальная часть текста - итоговый момент в развитии ав¬торской мысли.
Учитель:
Антитеза птиц и людей к концу текста (в-1; усиливается, ослабе¬вает). В голосе автора начинает звучать надежда: может, вы их увиди¬те, услышите и кинете им за службу «____________________кусок хлеба». Последний абзац становится заключительным аккордом авторской мыли. Раньше
люди, птицы, звери представляли собою единый организм, и вот тогда
вороны были____________. Сейчас все __________________: люди
(в-1;обрели, ут¬ратили) живую связь с природой, вороны могут что-то и________
Шутка, основанная на использовании каламбура, выдает (в-1; едкую насмешку; грустную иронию; злую сатиру; добрую авторскую улыбку): ротозея, нерасторопного человека до сих пор называют (в-1; ослом, щеглом, оленем, вороной). Вот видите, как будто хочет сказать нам _______, как все мы похожи, как прочно __________все живое, как ярок и (в-1; красочен, неистов, разнообразен, многоцветен) мир, который мы часто не замечаем!

На месте пропусков учащиеся подбирают нужные по смыслу слова (желательно из контекста), выбирается наиболее приемлемый вариант. Слова записываются в текст.
После проделанной работы учащиеся читают готовый текст.

Можно предложить и другой вариант данной работы. На каждую парту раздаётся шаблон с пропуском слов, где учащиеся должны вставить нужные слова.
Данная работа способствует обучению логическому построению текста, смысловой цельности, продуманной последовательности и связности изложения мыслей

2
Добавлено: 24.10.2007, 09:57
0
1568
Симонова

Похожие публикации


Комментарии (0)

Ошибка!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Наверх