«В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические средства (ЭВМ, аудио, кино, видео)»
Селевко Г. К.

Мы живём в мире, в котором количество информации удваивается примерно за 1-1,5 года. Этому способствует проникновение компьютерных технологий практически во все сферы человеческой деятельности, в том числе и в образование. Теперь уже трудно представить школу, в которой нет хотя бы одного компьютера. Для школ реальностью стало создание внутришкольной локальной сети и подключение её к Интернету. В связи с этим происходит значительное упрощение движения различной отчётной документации, возникает необходимость в создании баз данных учащихся и сотрудников, получает новое наполнение проектная деятельность учащихся и учителей.
Необходимым условием совершенствования образовательной системы школы стало дальнейшее развитие информатизации образовательного процесса. В настоящее время на первый план выходит не передача суммы знаний учащимся, а технология оперативного поиска, осмысления, преобразования, хранения и передачи информации. В связи с этим на одном из первых мест в организации образовательного процесса стоит разработка и создание единого информационного пространства в школе.
Формирование единого информационного пространства через информатизацию педагогической деятельности школы, организации и контроля за качеством учебного процесса – один из наиболее очевидных на сегодняшний день подходов к решению поставленной задачи.
Назначение единого информационного пространства состоит в следующем:
 формирование у школьников и педагогов навыков общения посредством телекоммуникаций с применением всех возможных ресурсов компьютерных сетей (на уроках информатики и во внеурочное время);
 осуществление начальной профориентационной работы (предпрофильный курс «Я в мире профессий»);
 повышение уровня преподавания общеобразовательных предметов за счёт информации, полученной из сети Internet (музыка, физика, история, математика, русский язык, литература, биология);
 получение педагогами информации о методических новшествах, обучающих семинарах, конкурсах;
 автоматизация отчётной работы (внедрение программ 1C:ХроноГраф Школа 2.5 ПРОФ, ХроноГраф 3.0 Мастер);
 выпуск школьной газеты силами школьного пресс-центра (как в печатном, так и в электронном виде);
 создание школьного Web-сайта (проект выполнен учащимися 11 класса Селивановым А., Чигарёвым А., Чигаревым Д., Каратеевым А., Нафиковой Д., Тумаковой В.). Адрес сайта: www.sosh.my1.ru;
 предоставление возможности педагогам проходить курсы повышения квалификации в дистанционной форме (Умарова Д. М., Нафикова А. А.).

Сегодня важно не столько заставить ученика зазубрить определённый объём информации, сколько научить его самостоятельно приобретать новые знания, используя всё многообразие информационных ресурсов. На первый план выходить задача непрерывного образования в течение всей жизни, необходимым условием которого является условие вести информационный поиск.
В наши дни, при стремительном росте количества информации, школьные пособия по любому предмету уже не могут вместить в себя все имеющиеся сведения. если в прошлом легко можно было обойтись только способностью читать, считать и писать, то ныне знания и информация являются важнейшей силой, определяющей развитие общества. Умение оперативно находить информацию, оценивать её и использовать в своих интересах стало необходимым навыком для каждого человека.
Коренные изменения в учебный процесс внесло внедрение Интернета, представляющего собой виртуальный склад информации. Интернет – интерактивная система. не случайно с его появлением термин информационные технологии был заменён на информационно-коммуникативные технологии. Пользователь не только получает информацию, но и может структурировать её в соответствии с собственными потребностями и целями, может также вести переписку, участвовать в виртуальных конференциях, создавать собственные сайты.
Несколько слов о соотношении образовательных возможностей учебного телевидения и Интернета. Те учащиеся, кому свойственна созерцательность, предпочитают телевидение с присущим ему линейным показом информации. Однако телевидение в наименьшей степени при сравнении с Интернетом поддерживает деятельностный подход в обучении:
 нельзя сделать выбор предмета;
 отсутствует возможность проверять свои знания путём самотестирования;
 нет возможности показать свои учебные достижения сверстникам и педагогам.
Интернет выгодно отличается от телевидения оперативностью предоставления информации и наличием обратной связи. Чат, или телеконференция, служит при этом способом молниеносного обмена мнениями по вопросу, обсуждаемому, что называется в «прямом эфире». Но если количество участников чата велико, то становиться сложно понять, на какой вопрос отвечают участники, и контекстная нить обсуждения рискует быть оборванной. От чата форум положительно отличает стройная организация высказываний, иерархическая структура вопросов и ответов, позволяющая чётко проследить логическую последовательность сказанного каждым участником сетевого взаимодействия. Использование блогов в образовательном процессе может содействовать развитию у учащихся способности к анализу, умению аргументировано излагать свою позицию. Обобщающим звеном для всех вышеописанных возможностей Интернета для образования является сайт. Как система систем, сайт может включать в себя и форум, и чат, и блоги, и просто гостевую книгу, и право учащихся в согласии с учителем выбирать не только содержательный аспект обучения, но и наиболее приемлемую для этого форму.
Следовательно, необходимо учить и коммуникативным возможностям Интернета, и правилам информационной безопасности, и Интернет-этикету.
Школьные библиотеки должны превратиться в информационный центр, обеспечивающий информационную поддержку всего образовательного процесса. Должна измениться и работа школьного библиотекаря. И конечно, желательно, чтобы школьная библиотека располагала не только выходом во Всемирную паутину, а и печатной и множительной техникой – принтером, ксероксом, сканером, чтобы, заканчивая выполнение задания, учащийся мог распечатать полученные результаты и использовать их для дальнейшей работы. Информационные навыки приобретаются и закрепляются в ходе занятий по всем предметам школьной программы.

В нашей школе достигнуты следующие результаты:
1. Сформирован машинный парк в составе
 25 компьютеров,
 4 принтеров,
 2 сканеров,
 интерактивной доски,
 видеопроектора.
Вышеперечисленная техника размещена в следующих кабинетах:
• кабинет информатики (12 компьютеров с выходом в Internet, локальная сеть, интерактивная доска);
• библиотека (медиатека, компьютер);
• читальный зал;
• кабинет директора;
• методический кабинет;
• кабинет зам. директора по ВР;
• кабинет зам. директора по УВР начальной школы;
• кабинет зам. директора по АХЧ.

2. Проложена локальная сеть в компьютерном классе.
3. Организован доступ педагогов и учащихся к вычислительной технике в кабинете информатики:
 для создания текстовых документов и простых презентаций,
 выполнения расчётов в Excel,
 знакомства с ресурсами школьной медиатеки,
 выполнения домашних работ учащимися, не имеющими доступа к компьютерам вне школы.
4. Сформирован фонд школьной медиатеки.
5. Организован доступ учащихся и сотрудников школы к сети Internet.
6. Открыт школьный сайт, который в данное время проходит испытание в тестовом режиме.
7. Педагоги школы периодически проходят курсы компьютерной грамотности, а также специализированные курсы по направлению своей деятельности.
На данное время 35 учителей школы (77%) владеют навыками работы на компьютере в режиме пользователя.
Педагоги и учащиеся школы могут использовать компьютеры для создания документов (читальный зал), работы в Internet – сети (кабинет информатики) согласно утвержденному расписанию работы кабинета информатики.
За период с января 2004 года по май 2007 года была проведена следующая работа по обучению педагогов школы применению ИКТ – в учебном процессе:
• 2 учителя информатики в 2004 г., и в 2005 прошли обучения в ООИПК РО по программе «Intel – обучение для будущего»;
• 2 учителя начальных классов прошли обучение РМЦ в 2007 году по проблеме «Использование ИКТ в начальной школе»;
• 10 педагогов в 2005 году прошли обучение в школе под руководством педагога – тьютора Вороновой Н. А.по теме «Метод проектов»;
• 14 педагогов в 2004-2005 учебном году прошли обучение по программе «Основы компьютерной грамотности» на базе школы;
• 24 педагога в 2006 году приняли участие в 3-х дневном школьном практикоориентированном семинаре по проблеме «Использование Internet – ресурсов в учебном процессе».
Проблема внедрения информационных технологий в учебный процесс заключается не только в аппаратном и программном обеспечении этого процесса, но и в организации деятельности учителя и учащегося. Трудно переоценить значение наглядности в преподавании любого предмета. Наглядность затрагивает эмоциональную сферу, эмоции же помогают лучше понимать и запоминать необходимую информацию. Бесспорно, что компьютер по сравнению с другими дидактическими средствами является лидером по интерактивности и наглядности. У нас уже имеется достаточный опыт проведения уроков-презентаций. В форме презентации постоянно проводят уроки учителя информатики.
Использование аудиовизуальных средств обучения в классно-урочной системе в принципе не составляет особой новизны. Более того, такие средства применялись ещё задолго до появления понятия «информационные технологии». На сегодня аудиовизуальные средства являются органическим звеном ряда технологических циклов – как информационных, так и собственно педагогических
Учителя школы провели на уровне района открытые уроки с использованием ИКТ:
• Интегрированный урок в 6-ом классе ИЗО – информатика (учителя Умарова Д.М., Воронова Н.А.);
• Интегрированный урок в 5-ом классе музыка – литература (учителя Баканова Л.Ю., Кушнир Е.И.);
• Урок алгебры в 9-ом классе (учитель Андриянова С.В.);
• Урок литературного чтения в 4-ом классе (учитель Белич И.Н);
• Урок русскому языку в 3-ем классе (учитель Калякина Н.Н.).
Во время проведения Декад мастерства уроки с применением ИКТ были представлены учителями биологии, физики, математики. 16 педагогов владеют умением оптимизировать урок, применяя ИКТ
Одним из самых эффективных методов обучения в школьной информационно-образовательной среде является метод проектов. Проект представляет учащимся возможность не только пользоваться имеющимися учебными ресурсами, но и создавать собственные информационные ресурсы. в традиционной системе проект заканчивается с представлением результатов: статья выпущена, доклад сделан, презентация проведена, отзвучали аплодисменты. С приходов Веб-технологий проекты начинают жить в форме вебпубликаций. Учебный процесс вследствие этого становиться более целенаправленным и целесообразным, учащиеся обретают новый смысл деятельности по сравнению с традиционными её способами, усиливается учебная мотивация.
Учащиеся старших классов свои доклады на научно-практической школьной конференции сопровождают показом презентаций, статистической информацией, выполненных в приложениях PowerPoint и MS Excel. Проектная деятельность учащихся даёт наилучшие результаты, когда для разработки ученикам даётся целая тема или раздел школьного курса. Хотелось бы отметить совместный проект группы учащихся 11-го класса по теме «Школьный веб-сайт», созданный под руководством учителя информатики, интегрированный проект-доклад ученика 9 класса Москвина А. «Происхождение Вселенной» (учителя Коробко Г. В., Рыбакова Г. Ф.), экологический проект ученицы 11 класса Тумаковой В. «Демографическая ситуация в Новоорском районе».
Заместитель директора по УВР и заместитель директора по ГВПВ в 2006 - 2007 году в ЦРО ИП прослушали курсы «ИКТ подготовки администрации общего образования».
В настоящее время в школе внедряются программные продукты «Хронограф 2,5 С. Школа» и «Хронограф. Мастер» с целью образования единого школьного информационного пространства.
Достигнутые учащимися и педагогами нашей школы результаты свидетельствуют об эффективности применения компьютерных технологий для повышения качества школьного образования.
На современном этапе внедрения ИКТ в образовательный процесс необходимо в комплексе аппаратно-программных средств решения учебных задач сместить акцент с аппаратного перевооружения системы ТСО на программное. Таким образом, на одних и тех же компьютерах в течение нескольких лет можно решать задачи постоянно повышающейся сложности – до тех пор, пока не будет выработан ресурс аппаратуры, или пока она не устареет, или пока не найдётся источник финансирования. Выбирать же компьютерную технику для переоснащения кабинета информатики или для установки в кабинеты по предметам следует немного «на вырост», чтобы приятными сюрпризами в виде развивающихся возможностей уже знакомых программ можно было пользоваться и на уровне их продвинутых версий.

PS
«Образование, и ничто другое, спасёт мир… Но… только очень хорошее образование»
академик РАО, профессор Беспалько В. П.


Рекомендуемая литература.
1. Аляев Ю. А., Аксёнова С. М. Способы повышения эффективности дистанционного обучения. / Школьные технологии, 2007 год, №2, с. 178-181
2. Дашниц Н. Л. Организация школьной информационной образовательной среды / Школьные технологии, 2007 год, №1, с. 181-184
3. Латышев О.Ю. Аудиовизуальные составляющие информационных технологий в школьной инноватике / Школьные технологии, 2007 год, №2, с. 182-184
4. Максимовская М. А. Мультимедиапроекты в школьном информационном пространстве. / Школьные технологии, 2007 год, №1, с. 173-175
5. Мяэотс О. Н. Уроки информационной грамотности в школе (методические рекомендации // Чистые пруду,М., 2005
6. Паршуков Н. Б. Использование виртуальной лаборатории на уроках геометрии. / Школьные технологии, 2007 год, №1, с. 177-180
7. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии / Народное образование, М., 1998, с. 114-118

4
Добавлено: 03.10.2007, 12:27
0
1382
Симонова

Похожие публикации


Комментарии (0)

Ошибка!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Наверх