План-конспект урока в 9 классе.
«Особенности баллистического движения».
Данный конспект урока является демонстрацией использования заданий исследовательского характера при выполнении лабораторных работ, решении задач.
Цели: Общеобразовательные:
Создать творческую обстановку на уроке для экспериментального изучения движений тел в поле силы тяжести; познакомить с различными методами изучения баллистического движения; научить использовать результаты исследований для описания особенностей баллистического движения;
Развивающие: Продолжать развитие умений применять знания теории исследования на практике; умение сравнивать результаты, анализировать свои действия; формировать выводы.
Воспитывающие: Продолжать воспитание наших качеств личности, как патриотичность; ответственное отношение за принятие решения; дисциплинированность.
Оформление урока:
Эпиграф: Пусть к истине точно такой же,
Как и от истины путь.
Он не чуть не длиннее,
Он только труднее чуть-чуть.
Ф.Кривин «Круги на песке».
Оборудование урока:
Набор приборов для микроисследований на уроке в группах. (см. ниже)
Ход урока: I. Активизация знаний.
Сегодня мы продолжим изучать баллистическое движение. Конечно, сегодня, именно, вам придется выявить особенности баллистического движения. Не зря наш эпиграф звучит именно так (читаем строки эпиграфа), ведь сегодня наш путь к истине будет хоть и чуть-чуть сложен, но намного интересней.
На нашей дороге двухстороннее движение: аналитический способ изучения особенностей баллистического движения и экспериментальный.
По результатам ваших исследований, мы сформируем основные выводы и постараемся научиться решать прямую и обратную задачи механики.
Учитель: Давайте вспомним какое движение называется баллистическим?
Ответ: Движение в поле силы тяжести называется баллистическим движением.
Учитель: Приведем примеры такого движения.
Ответ: Военное дело, спорт.
Учитель: Какие основные характеристики такого вида движения?
Ответ: Дальность полета, максимальная высота бросания;
Учитель: Как вы думаете, можно ли создать такие конструкции, позволяющие менять эти параметры баллистического движения?
Ответ: Наверное, можно.
Учитель: Настало время нам эти заняться.
Наш кабинет превращается в микрозоны.
I. Исследовательский центр.
II. «Остров невезения».
III. Аналитический центр.
IV. Эксперимент в спорт зале.
V. Информационный центр.


II. Микроисследования.
Задания. Что делают ученики. Что делает учитель.
1.Изучение движения тела, брошенного горизонтально.
Приборы:
Желоб с горизонтальным участком, шарик, линейка, миллиметровая бумага. Определяем начальную скорость шарика, брошенного горизонтально, записывают уравнение движения; строят график движения.
Доказывают, что шарик движется по ветви параболы.
Измерения: h; l;

Консультирует.
2.Выясните, как зависит дальность полета шарика от угла бросания.
Оборудование: баллистический пистолет, шарик, линейка.

Меняя угол броска, экспериментально доказывают, что дальность полета максимальна при
45
. Создает условия для безопасного использования баллистического пистолета.
3. «Орудие дикарей»
Определение кинематических величин при изучении работы «орудие дикаря»
Приборы: трубка, легкий шарик, линейка.

С помощью трубки и легкого шарика, определяют, производя необходимые измерения, кинематические величины.

Делают выводы о зависимости скорости ускорения, дальности полета шарика от длины трубочки и начальной скорости шарика. Создает условия для осуществления эксперимента без помех.
(Ученики могут выйти в коридор).

4.Аналитическим путем выяснили, как дальность полета тел зависит от угла броска.
Оборудование: таблица Брадиса.
Используя формулу дальности полета
l = Vo2*sin2α/g, выяснили, что l ~ α
Формулируют выводы Напоминает правила работ с таблицей Брадиса.


Задания для аналитического центра с различным содержанием и уровнем сложности:
№1 Вода в горном ручье течет со скоростью 2м/с. Далее вода образует водопад, падая с уступа высотой 5м. На каком расстоянии от уступа (по горизонтали) вода бьет в землю.
№2 На дрейфующую льдину с рыбаками необходимо сбросить мешок с продовольствием. На каком расстоянии от льдин необходимо сбрасывать груз с вертолета, движущегося со скоростью 50м/с, если он находится на высоте 45м.
№3. Шарик, привязанный к нитке длинной 30 см., вращается в вертикальной плоскости, делая 10 оборотов в секунду. Когда шарик проходит через нижнее положение, нитка обрывается. На сколько ниже центра вращения шарик ударится в стену, находящуюся на расстоянии 3м.
III. Анализ результатов исследований.
Пояснения: Учащиеся отражают свою деятельность на листах отчета в целях экономии времени (листы прилагаются).
Знакомят весь класс с результатами исследований, формулируют выводы:
Учитель. Итак, опираясь на ваши результаты исследований, можно сделать выводы:
1) Дальность полёта максимальна, если α = 45°;
2) Движение тела брошенного горизонтально осуществляется, по ветви параболы;
3) Зная дальность полёта и высоту броска, можно определить скорость вылета снаряда орудия (даже дикарей), т.е. решить прямую задачу механики.
4) Учитывая скорость тела, брошенного горизонтально, можно рассчитать место его падения, т.е. решить обратную задачу механики.
Всё это очень хорошо. А если мы ещё ученики, где нам можно учитывать особенности баллистического движения.
Учащиеся знакомят всех с результатами эксперимента в спортзале. (игра в волейбол. Подача ).
Отчет о работе выполняется в виде презентации.
Учитель: Молодцы!
Итак, очень важно учитывать особенности баллистического движения всем, но, особенно, …
Ответ: В военном деле.
Слушаем результаты домашней работы в библиотеке. Учащийся даёт сравнительный анализ
Российских и зарубежных достижений в военном искусстве. (Физика в школе № 5 2006г.)
Учитель: Мы должны гордиться достижениями России в военном деле, ведь на сегодняшний день наше вооружение на высоком уровне! Сегодня мы ещё раз остановились на различных методах исследований. Какие бы они не были истина одна:
”Владея опытом естественных наук,
Изучим всё, что есть в подлунном мире.
Тогда лишь станет ясным всё вокруг.
И пониманье человеческое шире”.
Давайте ещё раз назовём области, где можно встретить баллистическое движение:
Ответы: спорт, военное дело, природные явления (водопад), решение чрезвычайных ситуаций (например, тушение пожара), цирковое искусство, полив огорода и т. д.
Учитель: Вы очень хорошие исследователи. Поэтому, выясните, какова вероятность попадания ластика в кольцо радиусом 0,1м, если кольцо находится на высоте 0,25м, на расстоянии 0,5м от короба, высотой 0,5м, на котором находится ластик. Расчёт проверьте экспериментами. Это исследование вам предлагается выполнить дома, а отчет о работе представить в виде презентации.

3
Добавлено: 19.09.2007, 10:48
0
1479
Кротова

Похожие публикации


Комментарии (0)

Ошибка!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Наверх