ИНФОРМАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ ОПЫТА
ШАДРИКОВОЙ ТАТЬЯНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ,
УЧИТЕЛЯ БИОЛОГИИ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ
МОУ СОШ №2 п. НОВООРСК НОВООРСКОГО РАЙОНА ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ.

Проблема: развитие мыслительных операций (обобщения, классификации, систематизации знаний) учащихся в процессе обучения биологии в период перехода школы на профильное обучение.

Цель: создать комплекс учебных заданий и тестов по биологии, ориентированных на развитие мыслительных операций у учащихся: обобщения, классификации, систематизации знаний.

Сущность опыта: использование новых учебных заданий и тестов по биологии способствует более целенаправленному развитию основных компонентов мышления, анализа, синтеза, сравнения, систематизации, обобщения, классификации знаний в изменяющихся или нетиповых ситуациях.

Особенности методической системы: использование новых заданий и тестов по биологии развивает мышление и способности учащихся к деятельности в изменяющихся или нетипичных ситуациях, позволяет школьникам выполнять задания высокой сложности.
Данный процесс включает несколько этапов:
1) Анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по теме исследования.
2) Диагностика состояния развития мыслительных операций обобщения, классификации и систематизации знаний.
3) Проведение педагогических измерений (анкетирование, тестирование, опрос).
4) Математические и статистические методы обработки и оценки результатов эксперимента.
5) Работа по повышению уровня обученности, формированию рационального способа учения.
В образовательном процессе учитель Шадрикова Т.А. предлагает ученикам задание такого типа как:
1) Объясните смысл наблюдаемого явления.
2) Определите сходство и различие наблюдаемого явления.
3) Выберите способ выполнения деятельности.
4) Объясните причины наблюдаемых явлений.
5) Исследуйте зависимость между жизнедеятельностью и средой обитания.
6) Выберите способ выполнения деятельности.
При планировании уроков учитель использует схему:
1) Тема, цель, задачи урока.
2) Отбор материала, необходимого для развития мыслительных операций.
3) Формы и методы работы учителя и учеников.
4) Форма организации учебного процесса (урок, дискуссии, семинар, конференции, практические занятия).
5) Обобщения, выводы, которые формулируются на данном занятии.
6) Диагностика результатов занятия (устная, письменная формы, тесты)
Над проблемой развития мыслительных операций учащихся Татьяна Александровна работает третий год. На первом этапе в 7б классе (2002г.) она стала целенаправленно применять методику развития основных компонентов мышления: анализа, синтеза, сравнения, систематизации, классификации, обобщения знаний. На данном этапе ученики накапливали опыт применения этих компонентов. Учитель постоянно отслеживал уровень развития мыслительных операций при текущей, периодической, итоговой проверке через систему вопросов и заданий. Обобщение и анализ итогов работы проводился на экзаменах и контрольных срезах, на которых учащиеся показывали не только знание фактического материала, но и применение этих знаний в изменяющихся или нетиповых ситуациях.
В 2003 г. в 8 классе работа продолжилась. Изучение биологии восьмиклассникам давалось легче. В классе укрепилась положительная мотивация обучения, создалась атмосфера заинтересованности в приобретении знаний, овладение приемами умственного труда. На уроках анализировались достоинства и недостатки работ учащихся, выделялись главные признаки, систематизировались и обобщались знания учащихся. На примерах характеристик систем органов и их функций отрабатывалось развитие мыслительных операций при выполнении заданий разных форм и уровней. По итогам учебного года ученики показали достаточно хорошие умения сравнивать, обобщать, делать выводы, анализировать, классифицировать, применять знания в новых ситуациях.
В 9 классе (2004г.) с большой степенью самостоятельности работали с учебным материалом, выполняли задания разного уровня, довольно легко применяли знания в нетиповых или изменяющихся ситуациях.

Эксперимент, проведённый Шадриковой Т.А., показывает, что в условиях активной поисковой работы мыслительные операции развиваются значительно быстрее, чем в условиях восприятия готовых знаний. Логическая структура поисковой деятельности обязательно требует изменения системы логических действий и операций.

Новизна состоит в создании учебных заданий и тестов по биологии, ориентированных на развитие мыслительных операций обобщения, классификации, систематизации знаний.

Результативность: изучение биологии с акцентом на развитие мыслительных операций способствует положительной мотивации обучения. Возросли способности учащихся к деятельности в изменяющихся, нетиповых ситуациях, активность на уроке и систематическая подготовка к уроку. Повысились качество знаний и степень обученности учащихся по предмету.

Трудоемкость: необходима реализация следующих этапов формирования основных способов умственной деятельности:
1) этап кумуляции – накопление опыта применения способов умственной деятельности;
2) этап диагностики – выяснение наличия уровня сформированности того или иного приема у школьников (контрольные срезы и др.);
3) этап создания положительной мотивации, атмосферы заинтересованности учащихся в овладении главными приемами умственного труда;
4) этап работы по осмыслению способа и правила реализации приема (правило- ориентир, схема, алгоритм выполнения заданий);
5) применение приема в разных условиях: классной, домашней работе, при решении стандартных и творческих задач, коллективно и индивидуально.

Рекомендации по использованию опыта: задания разработаны для уроков биологии в классе высокого уровня обученности (гимназическом), а также рекомендованы для работы на уроках биологии в разноуровневых классах для школ района.

7
Добавлено: 01.03.2007, 13:02
0
1921
Спассков

Похожие публикации


Комментарии (0)

Ошибка!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Наверх