Урок литературы в 4 классе, представленный Белич И.Н.
[ Скачать с сервера (2.80 Mb) ]03.10.2007, 12:41
Урок литературного чтения
по программе Л.В.Занкова (4 класс)
с использованием мультимедийных технологий на тему:
«Отечественная война 1812 года в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино»
представляет учитель начальных классов МОУ СОШ №1 п. Энергетик Белич Ирина Николаевна
(первая квалификационная категория

Цели урока:
1. Познакомить с содержанием стихотворения “Бородино”, обратив особое внимание на его художественные достоинства.
2. Связать исторические события с их отражением в художественном произведении;
3. Развивать у школьников умение делать анализ художественного текста.
4. Воспитывать у учащихся уважение к великому прошлому России.
На уроке использован метод проблемного изложения.
Оборудование:
1. Учебник: Н.А.Чуракова Литературное чтение: Учебник для 4 класса. Часть вторая. – Самара: Корпорация “Федоров”, Издательство “Учебная литература”, 2003 – 192 с.: ил. (с.7-11)
2. Персональный компьютер, мультимедийный видеопроектор, электронная доска.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Ход урока.
Работа в группах. Класс поделен на группы: “литераторов”, “историков”, “теоретиков”.
На электронной доске – тема и эпиграф урока. Приложение 1.ppt
Эпиграф урока:
Москва, Москва!.. люблю тебя,
как сын,
Как русский, - сильно, пламенно
и нежно.
М.Ю.Лермонтов
Учитель:- Прочитаем тему урока, эпиграф урока. (Ученик читает вслух)
- Знакомо ли вам слово – Бородино? ( Да. О Бородинском сражении мы узнали на уроке окружающего мира.)
- Давайте попробуем восстановить ваши знания об этом событии. Помогут нам в этом «историки».
Историк 1: В конце XVIII века генерал Наполеон Бонапарт захватил власть во Франции и в 1804 году стал императором. Одержимый идеей мирового господства, он вёл захватнические войны в Европе, Африке, Азии. (На экране – портрет Наполеона)
Историк 2: Посмотрите по карте (Показывает карту из учебника «Окружающий мир» 4 класс) и вспомните, что цветом выделена территория, которую контролировал Наполеон в 1812 году. Активным устремлениям французского императора противостоял Александр I, сам желавший влиять на европейскую политику. (На экране – портрет Александра 1)
Историк 3: Уже в 1810 году и Франция, и Россия начали подготовку к войне. В июне 1812 года на русской границе была сосредоточена французская армия, численность которой достигла 678 000 человек. 12 июня 1812 года громадная французская армия, в которую влились армии всех подвластных Наполеону стран, вторглась в Россию. Началась Отечественная война русского народа против захватчиков.
Историк 4: Армии вторжения противостояли русские силы, которые насчитывали 590 000 человек; но против Наполеона можно было выставить немногим более 200 000.Российская промышленность производила больше боеприпасов и вооружения, чем французская. Но по качеству оно уступало французскому вооружению. Имея значительное превосходство в артиллерии, русские солдаты испытывали немало трудностей при передвижении орудий на деревянных осях, которые часто ломались.
Историк 5: Русские солдаты отличались военной выучкой, доблестью и стойкостью. Но сначала нашей армии пришлось отступать. И когда уже был оставлен Смоленск, 8 августа Александр I назначил Главнокомандующим русской армией Михаила Илларионовича Кутузова - ученика Суворова. (На экране – портрет М.И.Кутузова)
Историк 6: Кутузов не изменил тактику отступления. Он понимал, что с каждым шагом в глубь России силы французов будут слабеть, а силы русских войск возрастать. Однако армия и вся страна ждали от Кутузова решающего сражения. Поэтому он отдал приказ искать позицию для генеральной битвы. Она была найдена у села Бородино в 124 км от Москвы.
Учитель: 26 августа 1812 года на Бородинском поле под неумолчный грохот артиллерии сошлись две огромные армии. Представить Бородинское сражение вам поможет карта. (На экране – анимированная карта Бородинского сражения Приложение 2.swf).
История героического сражения 1812 года под Бородино легла в основу произведения М.Ю.Лермонтова “Бородино”. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» написано в январе 1837 года, как отклик на двадцатипятилетие Отечественной войны 1812 года.
(На экране – портрет М.Ю.Лермонтова)Приложение 1.ppt
Литератор 1: Михаил Юрьевич Лермонтов. Его короткая жизнь, начиная со дня, а точнее, ночи его рождения - со 2 на 3 октября 1814 года в Москве у Красных ворот и кончая разразившейся после рокового выстрела грозой у Перкальской скалы 15 июля 1841 года, похожа на романтическую поэму. Она очень трагична, потому что события, поступки, чувства, были отнюдь не вымышленными, а как нельзя более реальными.
Литератор 2(вглядываясь в портрет М.Ю.Лермонтова): Перед нами портрет поэта. Мы видим лицо совсем молодого человека. А он старым и не был: в 27 неполных лет ушёл из жизни - погиб на дуэли. Творчество поэта – одна из ярких страниц русской поэзии. В его мастерстве мы убедимся на сегодняшнем уроке.
Выразительное чтение стихотворения учителем. (На фоне панорамы Бородинского сражения. Слайды сменяются по ходу чтения по смыслу текста.)
Учитель: - Понравилось ли стихотворение? Чем? (Ответы детей)
А объяснить нам значение незнакомых слов поможет группа “теоретиков”.
Откройте учебники литературного чтения на стр. 10-11.(Теоретики читают цепочкой незнакомые слова и объясняют их значение. На экране – слайд с незнакомыми словами.)
- А теперь нам помогут знания, полученные на уроках русского языка. С точки зрения лексики, что это за слова? (Это слова иноязычного происхождения, слова-термины, в основном слова военной терминологии.)
- Для чего они использованы? (Чтобы более достоверно изобразить происходящие события)
Чтение стихотворения учениками по строфам.
Работа по вопросам:
- Давайте обратимся к словам М.Ю.Лермонтова, служащим эпиграфом к уроку. ( Литератор 3 зачитывает со слайда)
- Имеет ли отношение пламенное выражение поэта о Москве к теме нашего сегодняшнего разговора? (Москва – столица нашей Родины, символ ее свободы и независимости, ее могущества. Бородино же расположено в 120-ти километрах от Москвы. Мы знаем, что 26 августа 1812 года здесь произошло кровопролитное сражение с армией Наполеона.)
- Начиная войну с Россией, Наполеон решил главный удар обрушить на Москву: «Если я возьму Киев, — сказал он, — я возьму Россию за ноги; если я овладею Петербургом, я возьму ее за голову; заняв Москву, я поражу ее в сердце».
- Что значило проиграть бой под Бородином? (Открыть дорогу на Москву – значило низвергнуть символ мощи и непобедимости государства.)
- Семь раз бросались в атаку плотные колонны французской пехоты и отряды французской конницы. Семь раз огнем и штыком русские воины отбрасывали врага. “За нами Москва, умирать всем, но ни шагу назад!” - таков был приказ. Вот как вспоминает это сражение один из очевидцев: “Трудно себе представить ожесточение обеих сторон в Бородинском сражении. Многие из сражавшихся побросали свое оружие, сцепляясь друг с другом, раздирали друг другу рты, душили один другого в тесных объятиях и вместе падали мертвыми. Артиллерия скакала по трупам, как по бревенчатой мостовой, втискивая трупы в землю, пропитанную кровью; раскаленные пушки не могли выдерживать действия пороха и лопались с треском…” Вот какая ожесточённая и страшная была эта битва.
- Теперь о форме стихотворения: Что собой представляет первая строфа? Из каких предложений по цели высказывания она состоит? Для чего поэт использует их? (Первая строфа стихотворения – это вопросительное и два восклицательных предложения, в которых заключен вопрос молодых воинов о боевых схватках под Бородином и сожаление, что отдали Москву.)
- Что собой представляет остальная часть стихотворения? (Рассказ бывалого воина, участника сражения – волнующий, гордый, правдивый.)
- Прочитайте его самостоятельно, ребята, про себя. Постарайтесь разобраться в вопросах, которые выносятся на обсуждение, и подготовьтесь к устному ответу по ним.
Вопросы для обсуждения: (На электронной доске)
Кто герои произведения?
Какие чувства владеют ими во время боя?
Чем объясняется победа русских?
(Герои лермонтовского стихотворения – русские люди, победившие в войне с французами, - простые солдаты, руководимые талантливыми военачальниками: “…могучее, лихое племя, богатыри…”
Русским воинам дороги простор и свобода родной земли: “Есть разгуляться где на воле!” Они горячо любят Родину, этим и объясняется их героизм, смелость, беззаветная преданность: “Уж мы пойдем ломить стеною, уж постоим мы головою за родину свою!”
Русский солдат умеет хранить спокойствие, он рассудителен и мудр: “Но тих был наш бивак открытый: кто штык точил, ворча сердито, кусая длинный ус”.
Он умеет быть искренне благодарен командирам за науку: “Полковник наш рожден был хватом: слуга царю, отец солдатам… Да, жаль его: сражен булатом, он спит в земле сырой”.
Русский солдат верен клятве, верен Родине. Он умрет, но не изменит: “И клятву верности сдержали мы в Бородинский бой!”)
- Мы с вами до нынешнего урока знакомы были с событиями сражения, почему же сегодня мы читали стихотворение «Бородино» с интересом? ( Мы встретились с произведением искусства. А искусство не только рассказывает о чем-то, но и делает нас соучастниками событий, заставляет пережить изображаемое.)
- Какие средства художественной выразительности помогают нам ясно представить картину боя?
(Эпитеты: “схватки боевые”, “большое поле”, “леса синие верхушки”, “поле грозной сечи”, “русский бой удалый”, “протяжный вой”. Сравнения: “Умрёмте ж под Москвой, как наши братья умирали!”, “Французы двинулись, как тучи…”, “Земля тряслась – как наши груди…”, “Носились знамена, как тени…”Метафоры и олицетворения: “звучал булат, картечь визжала”. Гиперболы: “гора кровавых тел”.)
- Молодцы, ребята! Ваши ответы свидетельствуют о том, что во время работы с художественным текстом вы полны зрительных, слуховых и осязательных впечатлений, которые может вызвать только произведение искусства. Этим оно и отличается от делового текста, который рассказывает о том же событии, но бесстрастным языком.
- Прочтите стихотворение так, чтобы все почувствовали значимость боя. (Выразительное чтение учащихся)
Итог урока:
- Ребята, о каком событии Отечественной войны 1812 года повествует М.Ю. Лермонтов? (О Бородинском сражении)
- О каких качествах участников Бородинской битвы рассказал бывалый воин? (Стойкость, отвага, любовь к Родине, героизм, преданность, верность клятве)
- Как вы думаете, почему Россия не была сломлена наполеоновской армией? (Русские солдаты защищали свою Родину, свой родной дом. Они не могли не победить.)
Домашнее задание:
- Следующий урок тоже будет посвящён этой теме. Запишите домашнее задание: выразительно читать с.7-10, отвечать на вопросы на стр. 11, уметь доказывать свои ответы цитатами из текста.
- Урок окончен. Всем спасибо за работу.

Данный урок проведён в рамках районного семинара «Развивающая система Л.В.Занкова как вариант личностно ориентированного подхода в обучении» в феврале 2007 года.

Категория: Наши файлы | Добавил: Симонова
Просмотров: 2702 | Загрузок: 371 | Рейтинг: 4.4/5
Наверх